Манеж. В выставочном зале Манеж поменялась система администрирования, и теперь вместо директора будет кураторский совет, который, впрочем, пока не утвержден.
— Это вопрос ответственности, — объясняет Капков, — я против лицемерия. Скоро в Манеже откроется выставка «Русь православная», куратором которой станет архимандрит Тихон (Шевкунов). Ну и всё, значит, он отвечает — что и как там выставляется. А за биеннале современного искусства ответит Бакштейн. Они (кураторы) должны понимать, что они делают в двух метрах от Кремля и на какую публику ориентируются.
Новые музеи. Капков поддерживает инициативу создания частных музеев и культурных институций вообще — то, что делают Шалва Бреус в «Ударнике», Абрамович с «Гаражом», Михельсон с «новатэковским центром» (бизнесмен хочет выкупить в сердце Москвы большую территорию и сделать там Центр современного искусства).
Кроме того, Капков убежден, что Москве не хватает серьезного большого музея русской иконы уровня Третьяковской галереи...
— Так в Москве же есть Музей иконы...
— Это вам так кажется, что он есть. Надо понимать, что любой приезжающий сюда турист должен постигать развитие нашей культуры через знакомство с русской иконой.
— А какие еще музеи нужны городу?
— Музей науки точно должен быть. Чтобы дети наши вообще понимали, что есть такие профессии — химик, физик, фармацевт... у нас же город своеобразный. Знают только бизнесменов. А наука, торжество интеллекта — все это должно быть востребовано. С этим пока все нехорошо. А как это может выглядеть?.. В США есть музей авиации и космонавтики — его за несколько дней не обойдешь, причем вход бесплатный. Вот это проект! Юноша попадет туда и сразу хочет работать в этой отрасли. Кстати, это вообще глобальный ментальный провал — для подростков очень мало выставок, спектаклей...
Театральные склоки. «Пока будет сохраняться вся эта система, когда в театрах существует труппа, которую нельзя уволить, ничего ты изменить не сможешь, — заметил Капков. — Постареет труппа Серебренникова — она тоже уходить не захочет. Такова психология. Отсюда проблемы. Взять Театр на Таганке. Любимовского театра... уже не существует. Есть здание, обремененное проблемами. Сейчас оно закрыто на ремонт, и у нас есть год-полтора, чтобы понять, что с этим театром делать дальше. Что касается театра Ермоловой: я в него до сих пор продолжаю верить, Олег Меньшиков (новый худрук) — человек внятный (сейчас, кстати, ждем повода, чтобы открыть там вторую сцену — будет пространство для экспериментов, для других режиссеров)».
— А что с драмтеатром Станиславского?
— В октябре открываем сезон; по оснащенности зала это будет один из лучших театров Европы, один крупный бизнесмен вложил туда около 25 миллионов долларов. И я верю, что новый главреж Юхананов сможет управлять этим современным театральным комплексом; за будущее «Станиславского» как мощной фестивальной площадки в том числе я не волнуюсь.
Капков подчеркнул главное и неизбежное: одна эпоха доживает, другая начинается. И такие люди, как Серебренников, Меньшиков, Юхананов, Миронов, являются катализаторами этого процесса, они заставляют систему резонировать. Нет застоя.
— А мы, департамент... должны перестать управлять учреждениями культуры, но должны управлять только деньгами через субсидию, заказывая некий продукт. Никакие театры мы закрывать не будем. Но «перепрошивать» — это необходимо.
Возвращение «Москонцерта». Будет возрождена в новом качестве старейшая организация «Москонцерт». Сейчас идет чистка, под его лоно переводятся такие театры, как театр Жванецкого, театр Петросяна.
— То есть мы закрываем юридические лица, освобождаем имущественный фонд, а артистов переводим в «Москонцерт», — говорит Капков.
...Что до форума в целом — там, во-первых, будут подведены некоторые результаты трехлетней работы капковского департамента, во-вторых, с активным привлечением международных экспертов развернуто обсуждение того, что такое культура огромного мегаполиса, в-третьих, форум попытается сформулировать новые задачи, новые ценности, которых город будем придерживаться в ближайшие 5–10 лет.
— Главное — создать большую дискуссионную площадку, очень актуальную сейчас, в наше неспокойное время, — подытожил г-н Капков, — мы не идем вразрез с ортодоксальными «духовными скрепами», но пытаемся развивать город, развивать культурную отрасль — извините, иного синонима найти не удалось. Убери культуру из Москвы — она перестанет быть столицей.