МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Замурованных артистов нашли под лестницей

Главный хранитель Бахрушинского музея: «Их долго искали, поскольку в музейных описях они значились»

Щепкин, Рубинштейн, Сальвини и еще десять выдающихся театральных деятелей много лет пылились в кладовке под лестницей. Это выяснилось совершенно случайно, когда в Главном здании Театрального музея имени Бахрушина проводились ремонтные работы. Радости не было предела — 13 предметов скульптуры конца XIX — начала XX века долго считались безнадежно утерянными.

Фото: Геннадий Черкасов

— Бахрушин впервые показал свою коллекцию в 1894 году, и она располагалась в основном в нижних этажах дома, — рассказывает «МК» главный хранитель Бахрушинки Ирина Гамула. — Когда же ему передали еще коллекцию Оперы Зимина, он воскликнул: «Мы здесь как сельди в бочке».

В 80-е годы сотрудники начали создавать экспозицию, посвященную Шаляпину, — ее расположили как раз под бахрушинским кабинетом, а для удобства из кабинета в Шаляпинский зал прорубили лестницу и назвали ее лестницей Сальвини. Под ней, как рассказала нам хранитель, и появилась кладовка, куда, естественно, стали складировать разные экспонаты. Так там оказались Щепкин (1893 г.), скульптурный портрет актрисы Мельниковой-Самойловой (XIX в.), скульптурный портрет Рубинштейна (1889 г.), скульптурный портрет Сальвини и еще девять бюстов. Все из гипса, и только один из чертовой дюжины — мраморный: скульптурный портрет Рутковской в жизни работы Попова.

— Их искали, поскольку в музейных описях они значились, но... — продолжает Ирина Гамула, — музей переезжал, сотрудники менялись, и найти уже не представлялось никакой возможности.

— Ирина Петровна, насколько ценны найденные экспонаты?

— Во-первых, они представляют музейную ценность в любом случае. Все это крупноформатные бюсты разного времени — от конца ХIХ до 30-х годов ХХ века. Замечательная работа Голубкиной (а это имя) — Сандро Моисси в роли Эдипа (барельеф, камень) 1913 года.

— В каком состоянии были бюсты, когда их обнаружили?

— Они стояли в целлофане, упакованные по всем правилам, с бирками, но с огромным слоем пыли. Когда развернули, то обнаружилось много сколов — и практически все они требуют реставрации.

— Какова их дальнейшая судьба?

— Сейчас они находятся в хранилище материально-вещевого отдела нашего музея. Реставрация предстоит дорогостоящая, нужно еще достать деньги… Но я надеюсь, в следующем году мы их получим, и тогда они займут достойное место в экспозиции музея и филиалов. Например, бюст Щепкина был бы уместен в музее-квартире Щепкина.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах