Файнса Вера Глаголева ждала долго, поскольку его график расписан на год вперед. Дав согласие на участие в проекте, он начал изучать русский язык, занимался им по восемь часов в день. Для этого пригласили преподавателя русского языка. Наши киночиновники долгое время проявляли полное равнодушие к проекту Веры Глаголевой. И только после того, как стало известно, что сниматься у нее будет звезда такого уровня. Как Рэйф Файнс, и нашлись партнеры во Франции, Латвии и Великобритании, подключилась к участию и Россия. А до этого денег Глаголевой не давали. «Две женщины» - это первоначальное название пьесы Тургенева, от которого он вынужден был отказаться по требованию цензуры.
Съемки проходили под Смоленском, в музее Михаила Глинки. Там и были воссозданы интерьеры, внешний вид усадьбы 19 века, построена оранжерея. Реквизит собирали у частных коллекционеров и по антикварным салонам. Роль Натальи Петровны исполнила питерская актриса Анна Астраханцева, когда-то игравшая в театре Верочку в спектакле «Месяц в деревне». Ее мужа Аркадия Ислаева сыграл Александр Балуев, ставший талисманом Веры Глаголевой. Он постоянно снимается в ее картинах. В картине мы также увидим Ларису Малеванную, Сергея Юшкевича, Василия Мищенко, молодых дебютантов Никиту Волкова и Анну Леванову. Елизавету Богдановну сыграла французская актриса Сильви Тестю. Рэйф Файнс жил во время съемок в деревянном русском доме с камином, оценил все прелести русской кухни. Ел борщ, картошку, селедку.
Вера Глаголева в Выборг приехать не смогла. Мы связались с ней по телефону, когда в Москве был второй час ночи, поскольку находится она в другом часовом поясе.
- Вера, все ли удалось из задуманного?
- Я не нахожусь в эйфории, но то, что получилось, вполне соответствует тому, что вкладывалось в сценарий. Мы постарались сделать из пьесы кино. Надеюсь, что нам это удалось, и получилась живая история с динамичными сценами. Нет, наверное, такого человека и режиссера, который был целиком доволен своей работой. На какие-то вещи и детали не хватило времени. Но в принципе я очень довольна командой: актерами, оператором Гинтсом Берзиньшем, питерским композитором Сергеем Баневичем.
- Рэйф Файнс говорил по-русски на съемочной площадке. А пришлось ли его потом переозвучивать?
- Нам все-таки пришлось это сделать. Мы же не могли превратить Ракитина в англичанина. Это выглядело бы странно. Не мог наш герой говорить с акцентом по той причине, что долго жил за границей. Рэйф играл на русском и очень тонко чувствовал своего героя. Невероятно, как англичанин сумел так почувствовать душу русского персонажа. Его аристократизм идет из прошлого, от тех героев, которых мы любим в русской классике. Какие-то слова и фразы Рэйф произносил вообще без акцента. И мы радовались как дети. Он очень много сил и времени посвятил этой работе. Мне кажется, что у него замечательная роль.
- Вы впервые работали с западными актерами да еще такого уровня, как Файнс и Сильви Тестю. Что вам дал этот опыт?
- Дело даже не в том, что это европейцы. У таких актеров, мне кажется, нет национальности. Они так глубоко вникают в образ. И ты забываешь о том, что рядом не просто люди из другой страны, но с иным менталитетом. У Рэйфа и Сильви - абсолютное подключение к своим героям. Тестю – замечательная актриса. Ничто не мешало в работе с ней. Она безумно смешная. Столько в ней юмора! Какие выразительные глаза и жесты. Актриса, получившая две французские награды «Сезар», оказалась настолько открытой к общению, готовой к репетициям, к самым неожиданным придумкам, что можно было только удивляться. Как и Рэйф. Он – актер мирового уровня. А на площадке этого не ощущаешь. Иногда наши актеры ведут себя более звёздно. Он оказался готов ко всему – к работе, репетициям, любым предложениям. Не было такого, чтобы Рэйф чего-то не воспринимал, не хотел слушать. И это был момент творчества, за который я всем актерам благодарна. Самое главное, когда на площадке что-то рождается, и сцена начинает жить, дышать. И тут огромное значение имеет то, с кем ты работаешь. Когда актеры, вся съемочная группа начинают вместе создавать нечто, погружаются в материал, придумывают, создается атмосфера. Все это у нас было, шел процесс созидания.