Перед началом концерта нам удалось поговорить с Денисом Мацуевым.
— С годами я испытываю все большую тоску по этому месту. Сегодня впервые буду играть в музее деревянного зодчества в истоке Ангары, где она вытекает из озера Байкал. По легенде, Байкал — ее отец и она сбежала от него к своему возлюбленному Енисею. Я прилетел сюда на восемь часов из Америки. Завтра у меня концерт в Неаполе. Но этого времени достаточно, чтобы зарядиться энергией.
— Вы, как человек, родившийся в этих местах, чувствуете, что должны что-то сделать для своей родины?
— Я ничего никому не должен. Здесь мой дом. Сибиряк — это национальность. Как рыбак рыбака видит издалека, так и сибиряк сибиряка видит издалека. На этом месте еще не было больших концертов, так что предстоит «проба пера». Не то что я кому-то и что-то должен. Нет! Скорее, меня притягивает сюда. Я готов приехать с другого края света ради того, чтобы побыть здесь хотя бы несколько часов. Это дает невероятную подпитку.
— Но доля аттракциона в таком представлении все же есть. Наверняка в концертном зале все прошло бы идеальнее?
— Я прилетел из Чикаго с большого фестиваля под открытым небом, где исполняется не только классическая музыка, но и джаз, поп и рок, в огромном парке. И там царит совершенно другая атмосфера, нежели в концертном зале. Происходит особое единении аудитории, исполнителя и природы. А на Байкале она и вовсе уникальна. Я участвовал в самых разных фестивалях под открытым небом, и все они отдыхают в сравнении с тем, что мы имеем здесь. Такой силы притяжения и магнетизма я больше не испытывал негде. И говорю это не потому, что иркутянин.
— Соответственно месту подбирался и репертуар?
— Он выбирался абсолютно импровизационно. Я часто выхожу на сцену и только там чувствую, что хочу исполнить. Буду и сегодня импровизировать. Исполню Рахманинова, Чайковского, Скрябина.
После концерта состоялось грандиозное водное и пиротехническое шоу. Все происходило в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» близ Иркутска. По красной дорожке прошли актеры Станислав Любшин, возглавляющий жюри киноконкурса, Алексей Петренко, Сергей Шакуров, Игорь Петренко, писатель Валентин Распутин, главный режиссер Театра Российской армии Борис Морозов, ставший председателем жюри театрального конкурса. Самым впечатляющим было выступление Дмитрия Рогозина, который неожиданно появился уже в самом конце звездного шествия, как и Геннадий Хазанов. Рогозин, что называется, выступил без галстука. В джинсах и вельветовом пиджаке, купленном, как он сам сказал, 10 лет назад женой, он произнес речь: «Я гламурно-туристический сегодня, не думаю ни о танках, ни о баллистических ракетах… Здесь все, как в бане, равны». В этот вечер мы действительно напоминали людей, обернутых одинаковыми простынями. Кутались в плисовые одеяла, которые выдали, чтобы зрители, сидящие в поздний час у воды, не замерзли. Дмитрий Рогозин шутил по поводу того, что озеро Байкал стало официально именоваться морем. И выступил «от лица тех, кто находится под санкциями» Европы, США и прочих стран. В общем, благодаря «этим придуркам», как он выразился, удалось впервые провести 10 дней отпуска в Крыму. «Они поспособствовали тому, что я сегодня имею возможность ездить по России», — заключил Рогозин.
Актер Федор Добронравов является художественным руководителем общенациональной программы «В кругу семьи», которой исполняется 10 лет. А ее президент — актер и продюсер Александр Ковтунец — по совместительству еще и президент фестиваля кино и театра «В кругу семьи». В воскресенье он организовал массовое семейное чаепитие на одной из площадей города. Даже строгий Станислав Любшин проявил к нему интерес и поделился собственными взаимоотношениями с тещей: «Теща имеет особое значение в семье. Если она хороша, то и зятю легче живется». На наш вопрос, не жалко ли тратить время на просмотр фильмов, которые не всегда радуют отменным качеством, он сказал: «А мне это интересно. Хочу понять, куда мы идем. Мне нравится фраза Александра Володина из «Пяти вечеров» о том, что, чем старше человек, тем он оптимистичнее смотрит на жизнь, ибо лучшее всегда впереди. Я в это еще продолжаю верить».