- «Санктъ-Петербургъ Опера» - это театр. А потому то, что мы делаем, не может носить только лишь гражданский характер, - говорит Юрий Александров «МК». - Конечно, художественная составляющая постановки очень важна. Другое дело, что толчком к ее созданию стали события последних месяцев, на которые я не мог не отреагировать. Всего за два с половиной месяца мы сумели подготовить весь материал – сценарий, оркестровку, написать новые стихотворные тексты. Зачинщиком был я, но весь театр подхватил эту идею. Понятно, что этот спектакль не был запланирован. Поэтому на него нет никакого финансирования – он осуществляется за мои личные средства, средства работников театра. Более того, все сборы от спектакля поступят в фонд помощи детям Крыма.
«Крым» основан на опере советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы». Написанная в 1944 году на не очень удачное либретто, партитура, тем не менее, содержит немало живых, проникнутых искренним чувством страниц. Посвященная героям Великой Отечественной, опера несколько раз ставилась в СССР, однако специалистами в разряд шедевров не зачисляется.
- Мне говорят, что это музыка не первого эшелона, - продолжает худрук. - Тем не менее, я убежден, что соцреализм создал немало качественных образцов в разных видах искусства – в том числе и музыке. Разумеется, из этой большой четырехактной оперы я выбрал наиболее выразительные куски. Ушла откровенная пропаганда, ушла и лирическая линия. Мы оставили главную идею: патриотическая любовь к родине, которую нужно защищать. И мне импонирует, что Мариан Коваль, получивший во время войны Сталинскую премию, передал ее в фонд обороны. Партитура получит новое звучание: современная оркестровка сделана Валерием Бровко, тексты написаны Наталией Черниковой. Кроме того, это будет интерактивный спектакль: действие происходит в центре зала. Зрители смогут вступать в диалог с артистами и даже влиять на развитие событий.
Сценарий оперы включает в себя не только события Великой Отечественной войны. Действие начинается в середине XIX века, а завершается в наши дни. Крым становится эпицентром переломных моментов русской истории. Юрий Александров – мастер культурно-исторических перемещений во времени (достаточно вспомнить его недавнюю «Пиковую даму» в Новой Опере), однако в опере «Крым» режиссерские решения будут лежать, скорее, в драматической плоскости, нежели в сценографической.
- В спектакле занята вся труппа. Перефразируя слова Шарля де Костера, «пепел погибших стучит в мое сердце». И тот факт, что в среде российской интеллигенции нет единства во взгляде на украинскую тему, еще более подогревает мое желание высказаться. Я в ярости от цинизма официальной Америки, от двуличия Европы. В наших городах не рвутся снаряды, не взрываются мосты, но война уже идет, и начали ее не мы. И я не имею права не ответить: я объявляю ответную войну своими средствами – средствами оперы. Документальные материалы – телерепортажи, страшнейшие кадры в интернете – уже стали чем-то привычным. Люди перестают на них реагировать! И поэтому нужны другие формы, чтобы сказать людям о том, в каком ужасе мы живем. Буду счастлив, если ситуация изменится. С радостью отменю эту премьеру. Но, увы, не надеюсь на это, - заключил Александров.
МЕЖДУ ТЕМ
Музыкальный подарок новому президенту Украины Петру Порошенко преподнес на днях Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова. Специально для лидера соседнего государства творческий коллектив выпустил видеоролик «Москали скачут гопак». Украинский народный танец в исполнении танцоров ансамбля, считают там, должен примирить братские народы и остановить кровопролитие.
— Видеоролик сделан с высоким градусом искренности. Главный его посыл — лучше танцевать, чем воевать — ансамбль адресовал новому лидеру братского народа. Наш ансамбль — это коллектив, который не только пропагандировал лучшие образцы российского песенного и танцевального искусства, но и всегда выступал только с миром, — пояснил «МК» начальник управления культуры Минобороны России Антон Губанков.