Такое яркое начало говорит о многом. О том, что «Кинотавру» интересна вся палитра отечественного кинематографа — от небожителей до начинающих. И еще о том, что «Кинотавр» движется в русле мирового кинопроцесса: короткометражные фильмы сейчас в фаворе на всех серьезных смотрах. Кризис идей, который, как известно, наблюдается во всем киномире, может удачно разрешиться как раз через прилив молодой энергии. «Коротышки» привлекают внимание маститых директоров и отборщиков фестивалей, продюсеров большого кино — они ищут и находят среди их авторов новые имена, новые таланты. На открытии «Кинотавра» из пяти увиденных нами фильмов два сняты известными актерами. Яркая эпатажная актриса Яна Троянова («Волчок», «Жить», «Кококо») представила свой режиссерский дебют «Рядом» — нежная история поиска любви с Ксенией Раппопорт. А Григорий Добрыгин, получивший «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале за роль в фильме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» (вместе с Сергеем Пускепалисом), привез уже свою вторую режиссерскую работу — «Верпаскунген». Причем можно сказать, что его «коротышка» — в общем, мужской ответ Трояновой. Вместе они образуют пару — у Добрыгина главный герой в исполнении Сергея Маковецкого тоже хочет и не может получить хоть немного счастья. Живет он в маленьком немецком городе. У Трояновой место действия — берег глухого озера и маленькая железная дорога рядом. В сущности, не важно, где ты, если ты одинок. На открытии образовалась еще одна пара: два фильма о кино — «Киноман» Андрея Андрианова (известного кассовым хитом «Шпион») и «Зомбокалипсис» режиссера-дебютанта Вячеслава Кириллова с ним самим в главной роли. Минимализму Кириллова противопоставлен яркий мир «Киномана», в нем сошлось все — звездные артисты (Чулпан Хаматова, Андрей Мерзликин), любовь, измена и страсть к кино, которая всех примиряет.
Программа основного конкурса собрана также в русле мировых тенденций. Из 14 фильмов 8 сняты женщинами-режиссерами. И чуть меньше половины — 6 — дебюты. Директор программ «Кинотавра» Ситора Алиева комментирует для «МК»: «Цифра изменила кинематограф. Каждый сегодня режиссер. Фестиваль уже который год получает по сотне лент, снятых, в принципе, без бюджета и, что называется, «на коленке». В 2014-м мы первый раз отобрали сразу два фильма подобного типа: «Спроси меня» Веры Харыбиной и «21 день» Тамары Дондурей. Что интересно, они отражают еще одну важную черту современного кинопроцесса: стирание границ между игровым и документальным».
Еще нынешняя программа неожиданно ясно и четко дает понять, что в наше кино пришла другая генерация. А любимица международных фестивалей и лауреат «Кинотавра» Светлана Проскурина со своим фильмом «До свидания мама», будучи в активной творческой фазе, на фоне совсем молодых дарований стала фактически мэтром. Кинопейзаж стремительно меняется и уплотняется, что особенно ощутимо именно на «Кинотавре», поскольку он делает ставку на молодых, внятных и перспективных авторов. Давать прогнозы в подобной ситуации на призы — искать кошку в темной комнате. Много имен новых, свежих и многообещающих. Причем и актеры с именем тоже обращают внимание на молодежь. Обладатель приза за лучшую мужскую роль Каннского фестиваля Константин Лавроненко, к примеру, сыграл в ленте дебютантки Нигины Сайфулаевой «Как меня зовут». Александр Збруев, который не снимался в большом кино 10 лет, доверился молодому режиссеру Михаилу Сегалу («Кино про Алексеева»). Жюри основного конкурса под председательством триумфатора последних Канн Андрея Звягинцева ждет насыщенная программа.
Что касается церемонии открытия 25-го «Кинотавра», то ее режиссер Алексей Агранович сделал в своих лучших традициях — красиво и емко. Ведущим стал самый востребованный и кассовый актер из молодых — Данила Козловский. Прологом послужило высказывание Александра Сокурова о том, как важно сохранять историю. И его появление на экране задало камертон церемонии. Об истории затем говорил Козловский, которого сменил Шостакович в исполнении «Нового русского квартета». Шостакович и Сокуров, история и необходимость жить, помня о том, что было до тебя. Классическая музыка и кино мирового уровня — все сошлось — то немногое, что еще позволяет нам смотреть в будущее с надеждой.