МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперты, не нюхавшие пороху, отказали в исторической правде фронтовику Петру Тодоровскому

Неприличное слово «питчинг»

В Министерстве культуры прошло очное заседание Экспертного совета по игровому авторскому и экспериментальному кино. Свои проекты защищали режиссеры, продюсеры и привлеченные ими актеры. Открывая мероприятие, министр культуры Владимир Мединский сказал: «Мы решили повторить практику, называемую неприличным словом «питчинг», чтобы открыто, прямо, публично представить проекты».

Фото: Кирилл Искольдский

И перечислил тех, кто уже победил в честной борьбе. Среди них — недавний каннский лауреат «Левиафан» Андрея Звягинцева, который, к слову, министру не понравился, и он об этом прямо сказал режиссеру. На питчинг было подано 80 заявок, из них 40 прошло в шорт-лист. И теперь эксперты должны отобрать 12, которые получат государственное финансирование, а также что-то оставить в резерве на тот случай, если появятся дополнительные деньги.

Еще до начала мероприятия один режиссер сказал, что пришел просто так, не имея никаких надежд, — все это шоу, устроенное для прессы, исход которого заранее известен. И это действительно было шоу с ведущим — актером Эвклидом Кюрдзидисом. Техническая сторона дела поставлена была неважно. Время, отпущенное выступавшим по минимуму, уходило на реплики: «Дайте музыку!», «Включите свет!», «Почему такое изображение?»… Каждому участнику питчинга выделено было по 5 минут на то, чтобы представить свой проект и привлечь к нему внимание экспертного совета. Остается 30 секунд — предупреждающая табличка. Перебрал по времени — сигнал «стоп». Еще 3 минуты — для ответов на вопросы экспертов.

Наши кинематографисты в желании получить хоть какие-то деньги под свои проекты готовы штурмовать любые двери. И никто их не останавливает, если они идут не туда. Хотя сито все же было. Ведь как-то отобрали 40 заявок из 80. Ясно же сказано: питчинг авторского и экспериментального кино. При чем тут банальная комедия для широкого зрителя — и почему она позиционируется как некий арт-проект?

Вопросов к организаторам много — вплоть до того, почему попасть в здание Минкультуры не могли даже участники питчинга? Почему им приходилось штурмовать эту цитадель? Каким образом проект «Военфильма» «Громовержец» про летчиков-испытателей и КГБ, именуемый потенциальным блокбастером с бюджетом в 150 млн руб., с участием Ланового, Безрукова и Дюжева, прошел в шорт-лист? Ему обеспечен положительный отзыв со стороны консультационного совета Военно-исторического общества, которое незадолго до этого отказало проекту «Встреча на Эльбе» по сценарию фронтовика Петра Тодоровского, события которого разворачиваются 8 мая 1945 года. Спрашиваю у вдовы нашего классика и продюсера Миры Тодоровской: что могло так не понравиться патриотично настроенным экспертам? А там, оказывается, история о том, как советский лейтенант влюбился в немку — племянницу Паулюса. В ней-то и усмотрели несоответствие исторической правде люди, не нюхавшие пороху, в отличие от Тодоровского.

Каждый выступающий говорил о том, что снимает фестивальное кино, и это становилось своего рода охранной грамотой и избавляло от претензий к отсутствию эксперимента и авторского начала в их проектах.

Валерий Пендраковский с 1982 года мечтает снять в Якутии фильм «Огонь далеких людей» по роману местного автора Семена Курилова, события которого происходят в тундре, где живет маленький и практически исчезнувший народ. Пендраковский замахнулся на «Легенду о Нараяме» и считает, что в год Арктики это нужный фильм, который будет снят на исчезающем языке.

Валерия Гай Германика, подобно школьнице, пряталась за столом, когда ее презентацию «завалили» техническими накладками. Она снимает комедию «Майские ленты» про разводы 30-летних и рассчитывает на бюджет в 45 млн рублей.

Дмитрий Астрахан в качестве режиссера и продюсера энергично представил «народную комедию для праздничного прайм-тайма» «Дни и ночи». Он произнес пламенную речь о том, как на нашу страну обрушилась пропаганда нетрадиционных отношений, а между тем количество разводов увеличивается. И призвал отстаивать семейные ценности: «Семья важнее сиюминутных удовольствий. Безобразие, когда жена спит с мужем только ради получения выгоды. Пойдет муж к патентованной красотке или останется с располневшей женой? Если произойдет последнее, зритель будет только рад».

Спрашиваю у Дмитрия, к чему такие жесткие пуританские разговоры. Он резонно отвечает: «Речь идет о госзаказе. Государство, давая деньги, должно понимать, какую социальную задачу фильм выполняет. Авторское кино, положенное на полку комода, никому не нужно. А просто на развлекательный фильм я не стал бы просить денег. А так фильм имеет задачу. Чего доброго, завтра у нас начнут заключать однополые браки! Как говорит моя жена: «Дети имеют право чего-то и не знать. До пяти лет ему необязательно рассказывать о том, что мужчина спит с мужчиной». Я же не знал этого — и как-то вырос. Фильм будет веселым и смешным, гораздо более действенным, чем речи депутатов».

Татьяна Воронецкая, замахнувшаяся на «Белые ночи» Достоевского, привлекла в сценаристы Вячеслава Дурненкова, заручилась поддержкой австрийского продюсера Хайдушки, который работает с Михаэлем Ханеке. Она рассказала о письме, которое написал ей сам Пол Верховен после просмотра предыдущего ее фильма «Натурщица».

Андрей Кончаловский на защиту не пришел. Он в то же самое время присутствовал на открытии памятника своему отцу Сергею Михалкову. В его планах — историческая драма «Вики» об антифашистах, сгинувших в гестаповских застенках и концлагерях, создание собирательного образа русской женщины, участвовавшей в движении Сопротивления во Франции.

Юрий Куценко, уже не Гоша, дебютирует в режиссуре — созрел. Сам написал сценарий «Врач» и скорее всего сыграет главную роль — человека в белом халате, провинциального нейрохирурга. Собственные пробы удовлетворили его больше всего. Куценко рассказывал, что вырос в семье инженера и врача и три года провел в больнице, пока ухаживал до последнего за своей мамой. Он снимает фильм о жизни и смерти и задается философскими вопросами: «Что есть мозг? Центр Вселенной или завтрак Лектера Ганнибала? Моему мозгу никогда не хватало актерской площадки. Режиссура — моя мечта». Заканчивая презентацию, Куценко поздравил собравшихся с Днем пограничника, заметив, что врачи стоят на границе нашего здоровья.

Вот такое шоу устроило нам Министерство культуры. Хоть стой, хоть падай.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах