Если в театре все начинается с вешалки, то в Каннах фанаты ждут появление звезд не на красной дорожке, а еще в аэропорту Ниццы. Звезды прилетают усталые, но довольные и никогда не отказывают в просьбе дать автограф. Но на этот раз аккурат в день открытия, сразу после обеда местные таксисты устроили забастовку, попутно перекрыв движение. Официальные лимузины фестиваля со звездами на борту еще могли проехать, а вот выезд для обычных машин, арендованных через местные турфирмы, безжалостно заблокировали. Тысячи пассажиров оказались заперты в автомобилях. Бастующие мотивировали свой протест тем, что турфирмы отбирают внушительную часть их заказов, при этом минуя процедуру получения официальной лицензии водителя такси. Протесты отразились и на виде самого фестивального дворца — в самый жаркий момент его окружали не только разодетые в вечерние платья и смокинги синефилы, выпрашивающие билет на церемонию открытия, но и плотный ряд полиции в полной боевой амуниции: бронежилеты, каски и прозрачные щиты.
Невинным протестам на улице фильм открытия обещал противопоставить настоящую политическую драму. «Принцесса Монако» — это попытка скрестить вечно актуальный сюжет, когда большое и мощное государство (например, Франция) ставит под угрозу суверенитет маленького и гордого островка свободы, в первую очередь экономической (например, Монако). И судьбу Золушки, обернувшейся принцессой. С той лишь разницей, что на месте Золушки — любимая актриса Альфреда Хичкока Грейс Келли, оставившая Голливуд ради изучения тонкостей королевского этикета (хотя на самом деле — ради большой и чистой любви, князя Ренье III). Связывает две нити совсем уж анекдотическая детективная линия с предательством, борьбой за трон и прочими интригами внутри крохотного княжества.
Кидман с определенного ракурса действительно похожа на свою великую коллегу из прошлого. Для большего сходства Николь потратила пять месяцев на то, чтобы пересмотреть все фильмы Келли (ее любимый — «Окно во двор» Хичкока), прочитать все доступные официальные документы и газетные публикации, а также пообщаться с теми, кто знал ее лично. Обращала внимание на ее голос, походку, манеру держаться. Более того, Николь довольно откровенно рассказала режиссеру о своем опыте голливудской звезды, в котором, как и у Грейс Келли, были свои победы (премия «Оскар» за роль в фильме «Часы») и моменты полного опустошения. Однако готовый фильм оставляет не так много шансов оценить созданный ей образ. Кидман раз за разом героически предпринимает попытки разбавить тяжеловесную атмосферу, создавая юмор из ничего, за счет одной только мимики и жестов. Так, что порой кажется — еще чуть-чуть, и Николь в наряде княгини уморительно зашевелит носом, как она это делала когда-то в фильме «Колдунья». Тим Рот, со своей стороны, отчаянно ей помогает. А маститый оператор Эрик Готье, как может, зажигает на экране всю роскошь бриллиантов, платьев и интерьеров.
Но большую часть времени режиссер прячет все их старания за крупными и сверхкрупными планами, с которых на зрителя смотрят подчеркнуто красные — то заплаканные, то уставшие глаза. Весь драматический накал — ради эффектного финала. В нем княгиня Монако держит речь на благотворительном балу, устроенном в Париже патронируемой ей организацией «Красный крест». И одновременно — играет свою лучшую роль. Признаваясь в любви к новой родине, Монако, Грейс заставляет заблестеть от слез глаза всех гостей без исключения. И даже такого сухаря, как генерал де Голль — аплодировать стоя. Но это на экране. Критики же приняли фильм неодобрительным свистом, который, тем не менее, Кидман ни в коем случае не должна воспринимать на свой счет. Кроме работы режиссера, самые большие претензии вызывает сценарий. Полбеды, что в нем, по словам семьи Грейс Монакской, практически ни слова правды. Куда хуже, что его вымысел не что иное, как смесь пустых диалогов и избыточных, но малосодержательных деталей. По сути Даан просто украл у Кидман выдающуюся роль.
Насколько Николь живее и обаятельнее своего нового фильма, она с блеском продемонстрировала на пресс-конференции. Умело кокетничала с журналистами (одному из них без тени смущения выдала фразу «мне нравится, как вы произносите слово «секс») и искусно сочетала в ответ серьезность и ироничность. Свой первый выход в свет в рамках этого Каннского фестиваля, актриса сделала в шелковом платье цвета слоновой кости, на княжеский пример обвешанная бриллиантами от Cartier: в браслете, сережках, кольце, даже в заколке для волос.
— Я научилась ходить, как Грейс Келли, говорить, как Грейс Келли, одеваться как она — думаю, у меня не было столь выдающихся сценических костюмов со времен съемок в «Мулен руж». Правда, в отличие от Грейс, я не могу позволить себе колье за пять миллионов долларов, так что сразу после съемок мне пришлось вернуть все украшения, — шутила Николь.
Канны, говорила Николь, для нее — знаковое место:
— Для меня с этим фестивалем связана масса приятных впечатлений, я не раз была здесь со своими фильмами (главный из них — «Догвилль» Ларса фон Триера, — Авт.), а в прошлом году, когда я приняла приглашение войти в состав жюри основного конкурса, я провела здесь, пожалуй, лучшие две недели в моей жизни!
С такой же непосредственностью она отвечала на вопрос о недовольстве семьи Грейс Монакской получившемся фильмом:
— Я слышала, что княжеская семья выступила с протестом, но я не понимаю, почему? Мы все старались играть с огромным тактом и уважением к нашим героям. Тем более, что фильм не биография в привычном смысле, а рассказ о конкретных событиях 61-62 года, когда Грейс пыталась совместить заботы о кинокарьере со своими обязанностями княгини. Всех интересует, почему она отвергла предложение Хичкока сняться в фильме «Марни». На то были серьезные причины, ведь государство Монако находилось тогда в сложных отношениях с Францией. А еще этот Карибский кризис… Княгиня всерьез переживала за судьбу своих детей. А самое главное, я думаю, что Грейс очень любила своего мужа Ренье. Я верю, что ради него она и принесла в жертву свою кинокарьеру.
Напоследок, Николь поделилась, что за время съемок фильма буквально влюбилась в места близ Монако.
— И в своей любви я не одинока, теперь мой муж хочет купить дом на Сен-Жан-Кап-Ферра.
К вечеру все протесты и недовольства рассеялись, уступив, наконец, место настоящему празднику. По красной дорожке под огромным постером с Марчело Мастрояни площадью в 300 квадратных метров, кроме Николь Кидман и Тима Рота прошла Пас Вега, сыгравшая в «Принцессе Монако» оперную диву Марию Каллас. Члены жюри основного конкурса Кароль Буке, София Коппола, Гаэль Гарсия Берналь. Среди почетных гостей можно было встретить как Джейн Фонду, так и триумфатора прошлогодних Канн, юную актрису Адель Экзаркопулос. Открывали церемонию Ламберт Уилсон и Одри Тоту, которая явно чувствовала в этой роли себя куда более уверенно, чем в прошлом году. Уилсон начал с того, что Канны — это не премия «Сезар» или церемония «Оскар», они не нуждаются в шоу, здесь говорят только о кино. На вечере также почтили память французского классика Алена Рене, ушедшего из жизни 1 марта. По окончании фильма открытия 680 приглашенных гостей отправились в ресторан «Амбассадор», где всем заправлял шеф-повар с двумя мишленовскими звездами Брюно Ожер и его армия из 115 помощников. В меню торжественного ужина значились мусс из зеленого горошка и черной икры на закуску, сибас в качестве основного блюда и шоколад фламбе на десерт.