Фильмы, о которых много говорили в последнее время, оба — режиссеров-любимцев «Кинотавра»: новогодняя комедия «Занимательная этология» Василия Сигарева с большим количеством звезд (Инна Чурикова, Гоша Куценко, Владимир Симонов, Евгений Цыганов, Алиса Хазанова, Юлия Снигирь) и драма любви на фоне истории «Ангелы и революция» Алексея Федорченко — еще не готовы. «Левиафан» Андрея Звягинцева на «Кинотавре» будет, но как фильм закрытия, поскольку мировая его премьера состоится в конкурсе Каннского фестиваля. Продюсер «Левиафана», он же президент ОРКФ «Кинотавр» Александр Роднянский, заявил по этому поводу: «Мы пригласили Звягинцева возглавить жюри задолго до того, как «Левиафан» был приглашен в конкурс Канн. Заверяю вас, что в Сочи мы его увидим в той же версии, что и на Лазурном Берегу. Да, в фильме присутствует ненормативная лексика. Но требования нового закона о ней на фестивальные показы не распространяются. Но чтобы получить прокатное удостоверение, придется внести изменения, которыми Андрей, думаю, займется сразу после «Кинотавра». И думаю, это будет весьма болезненно проходить…»
Программный директор Ситора Алиева начала юбилейную пресс-конференцию со слов благодарности прессе, особенно тем, кто ругал, а затем перешла к характеристике конкурса: «Мы не ставили задач — собрать как можно больше женщин, так получилось. Из 14 фильмов — 8 сняты женщинами. Причем нас в прошлом году ругали, что мы не обращаем внимание на кино, условно говоря, снятое за три копейки на коленке. В этом у нас есть такие фильмы. И так получилось, что его тоже сняли женщины. Кстати, в программе представлены все виды финансирования, существующие сейчас в кинематографе».
Самая, наверное, тяжелая для восприятия картина конкурса — из-за темы: «21 день», снятый выпускницей школы Марины Разбежкиной искусствоведом, кинообозревателем Тамарой Дондурей. «Невозможно делать программу без документального кино, поскольку оно набирает обороты гораздо быстрее, чем игровое, — говорит Ситора. — 21 день — это срок, который больные могут провести в хосписе. Фильм о жизни в хосписе — маленький подвиг маленькой девочки».
Другой полюс жизни представлен тоже режиссером-женщиной. Дебютная лента «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой уже была с успехом показана на Роттердамском фестивале и вызвала много откликов. Жизнь молодых людей, которым по 20, в городе Норильске показана без прикрас и чернухи — такой, какая есть.
Да, на болевые темы общества высказался и мужчина-дебютант Иван И. Твердовский: его «Класс коррекции» о жизни детей-инвалидов, загнанных болезнью в гетто.
Зрительскими фильмами Алиева назвала «Звезду» Анны Меликян (городская история девушки, решившей, что счастье зависит от длины ног и формы губ); «До свидания, мама» Светланы Проскуриной (о том, как желание и страсть вдруг стали для женщины важнее, чем ее ребенок); «Дурак» Юрия Быкова (о том, как сантехник борется за справедливость). Радикальная Ангелина Никонова тоже смягчила свой подход к изображаемой теме — ее «Велкам Хом» о людях, ищущих счастья в Нью-Йорке. «Ч/Б» дебютанта Евгения Шелякина — и драма, и комедия, и фильм-путешествие, где главные герои русский парень-националист и кавказец, вышедшей из тюрьмы.
Приз Александру Николаевичу Сокурову будет вручен на церемонии открытия 1 июня, с формулировкой «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию».