МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Канны-2014: от «Левиафана» до «Майдана»

Андрей Звягинцев попал в основной конкурс главного кинофестиваля мира

Вне зависимости от того, как он закончится, 67-й Каннский кинофестиваль уже состоялся — достаточно посмотреть на официальную программу, которая была объявлена накануне на пресс-конференции в Париже. По одним только именам — это один из самых сильных конкурсов за последние годы. На «Золотую пальмовую ветвь» одновременно претендуют Оливье Ассаяс, Нури Бильге Джейлан, Дэвид Кроненберг, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Атом Эгоян, Майк Ли, Кен Лоуч, 83-летний Жан-Люк Годар и Андрей Звягинцев с драмой «Левиафан». Причем соседство российского режиссера с живыми классиками — совершенно закономерно. Звягинцев — уже давно не подающий надежды автор, а самодостаточный мастер, добившийся уникального достижения — все его четыре полнометражных фильма были отобраны для участия в официальной программе главных фестивалей мира.

Кадр из фильма «Левиафан»

Андрей Звягинцев по сей день весь в работе — нужно нанести последние штрихи, чтобы полностью подготовить фильм к мировой премьере в Каннах. О своем попадании в основную программу режиссер отзывается коротко: «Конечно же, я рад, что фильм отобран. Разве может быть по-другому?»

Первый фильм Звягинцева, «Возвращение», произвел настоящий фурор на Венецианском кинофестивале, завоевав сразу две награды — за лучший дебют и лучший фильм. Два следующих фильма были представлены в Каннах. В 2007 году в основном конкурсе — «Изгнание» (приз Константину Лавроненко за лучшую мужскую роль — впервые в истории российского кино). В 2011-м «Елена» получила спецприз жюри программы «Особый взгляд».

Как говорят создатели фильма, «Левиафан» — авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России. Съемки проходили на Крайнем Севере, на Кольском полуострове, в Кировске и поселке Териберка. Над картиной работала та же группа, что и над «Еленой»: сценарист Олег Негин, оператор Михаил Кричман, продюсер Александр Роднянский. Использована музыка Филипа Гласса.

— Актеров работало много, порядка 80 человек, — рассказывал режиссер «МК» незадолго до объявления программы Каннского кинофестиваля. — Впервые я столкнулся с тем, что кто-то из них отказывался произносить текст или сесть там, где я просил. Когда у тебя так много актеров, и даже если на первом плане четверо из них, нужно всех других держать во внимании, удерживать большой мир. Картина при этом камерная, все вращается вокруг 3–4 фигур. «Изгнание» снималось 103 дня, а «Левиафан» — 64. Фильм идет 2 часа 22 минуты с титрами. Мы искали заштатный маленький российский городок. За три месяца объехали пол-России в радиусе 600 километров от Москвы. Побывали во Владимире, Пскове, Астрахани, добрались до Белоруссии. Садились в автомобиль и ехали. Пока искали натуру, менялся замысел, появился новый финал. Мы совершенно выбились из сил.

— «Левиафан» — необычный фильм для Андрея Звягинцева, многолюдный и сложнопостановочный, — добавляет продюсер фильма Александр Роднянский. — Это современная история с блестящим актерским составом, способная тронуть и самого неискушенного зрителя, и тонкого ценителя киноязыка.

«Левиафан» — не единственный русский след, который можно найти в программе Канн этого года. В конкурс короткометражного кино попала 15-минутная драма выпускника Ярославского театрального института Сергея Пикалова «Последний». Это российско-азербайджанская копродукция, история последнего из оставшихся в живых на Земле ветерана Второй мировой войны.

Кроме того, в рамках спецпоказа состоится мировая премьера нового документального фильма Сергея Лозницы («Счастье мое», «В тумане») «Майдан». Двухчасовая лента, от первого лица рассказывающая о драматических событиях, разворачивавшихся в центре Киева прошлой зимой.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах