Элина Быстрицкая, как актриса старой закалки, на вопрос, как стать популярным, четко отвечает: для этого надо много работать. Марина Зудина считает, что популярность приносит только телевидение, а за счет хорошей работы в театре и кино имя не сделаешь. Но имен актеров, постоянно мелькающих в сериалах, тоже почти никто не знает. Рецепт того, как сделать имя, не говоря уж о том, как стать звездой, остается загадкой. Наверное, надо работать, грамотно себя вести или, напротив, быть свободным в своих проявлениях, как Жерар Депардье (для него сам факт российского гражданства стал явлением чрезвычайным), но в любом случае — иметь талант. Больше 10 лет назад на мой вопрос, как стать знаменитым, актер Эммануил Виторган ответил: «Надо по меньшей мере напасть на президента. Ничего от актера сегодня не зависит». Спустя годы мы поговорили об этом с его сыном, Максимом Виторганом, который оказался героем светских хроник после того, как стал мужем Ксении Собчак. Но, оказывается, и это обстоятельство кардинально на его карьеру не повлияло.
— Максим, вам наверняка хотелось бы более основательной работы, а не только гламурных историй, которые чаще всего предлагают в кино?
— Я в театре работаю, и там добираю то, чего не дает кино. Но хотелось бы расширения диапазона. Хотя не могу жаловаться на судьбу. Артистов огромное количество. И далеко не все востребованы хотя бы в той мере, как я. У меня в этом году была серьезная картина «Отдать концы» Таисии Игуменцевой.
— Вы как исполнитель лучшей мужской роли вошли с ней в длинный список премии «Золотой орел».
— Я и не знал об этом. В шорт-лист, конечно, не войду, но это не страшно. Главное, что подобного характера работа в принципе была.
— А знаете рецепт, как стать звездой? Что нужно актеру помимо таланта?
— Я ничего не знаю про самопиар, рекламу, про то, как правильно себя вести и где появляться. А человек к тому, чего не знает, относится с легкой степенью настороженности. Есть люди, которые могут все это разложить на составляющие. Я не из их числа.
— Помимо фильма «С 8 Марта, мужчины!», которым вы будете радовать зрителей весной, что еще интересного было у вас за последнее время?
— Я все время где-то снимаюсь. Когда берешься за любую работу, пытаешься ее сделать максимально выпукло и значимо, а не спустя рукава, понимая, что все фигня. В этом смысле я честен, перед собой в том числе. В картине «С 8 Марта, мужчины!» меня привлек яркий и гротесковый рисунок роли. Говорить о каком-то глубоком проникновении в сложный психологический рисунок не приходится. Конечно, хотелось бы встретиться и поработать с режиссерами новой формации, уже завоевавшими хорошую репутацию. Но пока я не попадаю в их обойму. Как это сделать, не знаю.
— А что если напрямую позвонить и сказать: «Хочу с вами поработать». В театре такое практиковалось всегда.
— Мне в принципе так поступить не зазорно. Однажды так и сделал, правда, безуспешно. Позвонил Павлу Руминову, когда он снимал свой прекрасный фильм «Я буду рядом». Мне хотелось сыграть роль, которую в итоге исполнил Иван Волков, — человека, усыновляющего ребенка смертельно больной героини. Однако не удалось убедить режиссера, что это моя роль. Видимо, шлейф легковесных произведений тянется за мной. К тому же я не интегрирован в мир кино и узнаю о новых проектах слишком поздно.
■ ■ ■
Знаменитый отборщик Каннского фестиваля, знаток и промоутер французского кино в мире Жоэль Шапрон недавно приезжал в Москву с актрисой Фанни Ардан. С ним мы и попытались поговорить о том, что вкладывают в понятие «звезда» во Франции. Но вопросов оказалось больше, чем ответов.
— Можно ли Фанни Ардан назвать символом Франции?
— Я бы не сказал, что это так. Хотя у нас Фанни Ардан — настоящая звезда и до сих пор находится на пике славы. Может быть, символами Франции являются Катрин Денев, Жан Рено или Жерар Депардье.
— А что должно быть в актере, чтобы он стал олицетворением страны?
— Я читаю лекции в университете Авиньона, и одна из тем связана как раз с вопросом, как люди становятся звездами, что в них есть такого, чего нет у других. Почему великий актер Филипп Нуаре не стал звездой, в отличие от Жан-Поля Бельмондо. Это уже нечто, не относящееся к таланту. Потрясающая Анни Жирардо никогда не была звездой, но стала великой актрисой. Почему Шэрон Стоун — абсолютная звезда, несмотря на то что у нее намного меньше известных картин, чем у других актрис? Не могу определенно ответить на этот вопрос.
— Вы чисто теоретически об этом рассуждаете или же преподаете студентам свод правил, позволяющих достигнуть высот?
— Я заставляю их над этим задуматься. Слово «звезда» далеко не ко всем относится. Эта категория не связана с талантом, с общепризнанными картинами. Что-то внутреннее и привлекательное, а может быть, и потаенное есть в таких людях. По-русски слово «звезда» имеет несколько иное значение, чем у нас: во французском языке есть заимствование из английского — star, а есть понятие «суперизвестный человек». И они не совпадают. Вы не скажете о Смоктуновском, что он звезда. А Данила Козловский — звезда. Это не значит, что Иннокентий Смоктуновский — плохой актер. Может быть, сегодня звездой можно назвать Владимира Машкова. Есть в образе такого человека много привходящих элементов, которые и делают его особенным.