МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мельпомена по понятиям

«МК» подводит театральные итоги сезона

Закатился, точно раскаленное солнце, очередной театральный сезон. Непростой, страшный, с редкими всполохами добра. Разочарований больше, чем надежд. Подлости больше, чем доблести. Ложь загрызла правду. С него начинается отсчет новой российской театральной летописи. Отсчет бессовестности, цинизма и запредельной нескромности. Хотя сам театр пока этого не осознает. «МК» восстанавливает хронику событий.

«Евгений Онегин». Фото: Михаил Гутерман

В Театре имени Гоголя режиссер Сергей Яшин открывает сезон, объявляет планы, а на следующий день его освобождают от занимаемой должности, и худруком театра становится Кирилл Серебренников. Артисты, при поддержке возмущенной общественности, яростно протестуют, митингуют, бойкотируют радикального назначенца. Ситуация в театре взрывоопасная, отношения непримиримые. Подключаются депутаты, Мосгордума, профсоюзы. Крик. Проклятия. Агрессия, доходящая до ненависти. Серебренникова называют разрушителем.

Из тех, кто кричит, борется и подписывает против Серебренникова письма во всевозможные инстанции, никто, так же, как и он сам, не представляет, что уже через каких-то шесть-семь месяцев ситуация перевернется на 180 градусов, и заклятые враги станут соратниками.

А В ЭТО ВРЕМЯ:

Олег Меньшиков заканчивает ремонт обветшалого помещения Театра имени Ермоловой. Практически не выходит из театра, контролирует процесс и разве что сам не красит стены и не кладет плитку в туалете вместе с рабочими. Возвращает в театр Марию Ермолову: отныне изображение великой актрисы проецируется на сценический занавес. Его называют строителем, вкладывая в это понятие больше смысла, чем принято.

Но, одолев стройку в рекордные сроки, Меньшиков не предполагает, какие трудности ждут его на художественном пути: с труппой, репертуаром, развитием. Он впадает в отчаяние, жалеет, что поменял свое дело (Театральное товарищество 814) на государственное, будет близок к расставанию с театром, но от ответственности, взятой на себя за людей, все же не откажется.

В СТОРОНЕ ОТ МОСКВЫ:

В Саратове горит самый первый в мире театр юного зрителя — ТЮЗ имени Киселева. Пожар начинается на крыше старого здания прямо во время дневного спектакля, и только чудом никто из детей не пострадает. Пожару предшествует длительная борьба за старое помещение ТЮЗа: местные власти хотят его забрать, директор театра Валерий Райков сопротивляется. Дальнейшие события развиваются по знакомой схеме: пожар, директор уволен. Нет директора — нет проблемы.

ПАРАЛЛЕЛЬНО:

Департамент культуры Москвы довольно жестко продолжает новую политику в области театра: меняют руководителей, предпринята попытка объединить несколько маленьких театров в общую дирекцию, что, естественно, увеличивает ряды заслуженно и незаслуженно обиженных, вызывает недовольство.

МЕЖДУ ТЕМ:

В Театре имени Маяковского происходит событие, которое на фоне всеобщего невроза, кажется, проходит незаметно: молодой режиссер Никита Кобелев ставит спектакль «Любовь людей» по пьесе молодого же драматурга из Минска Дмитрия Богославского. Спектакль получается высшей пробы, но значение его оценят со временем.

«Любовь людей». Фото: Михаил Гутерман

Этой постановкой Маяковка отвечает на несколько дискуссионных вопросов: во-первых, русский психологический театр жив и под силу новому поколению режиссеров. А во-вторых, миссия по спасению целого поколения актеров самого продуктивного возраста — от 40 до 50 (когда уже есть опыт и еще есть силы) выполнима. Подумать о человеке — это что-то невозможное для российской ментальности с ее геополитическими и высокохудожественными амбициями, для которых человек (в данном случае — актер) — всего-навсего инструмент.

В ЭТО САМОЕ ВРЕМЯ:

Юрий Любимов, выгнанный полтора года назад своими же артистами из собственного театра, впадает в кому и... вырывается из ее смертельных объятий. Факт невероятный, но очевидный: в возрасте без пяти 100 с того света никто не возвращался. Через полгода режиссер удивит всех еще больше, когда вернется к работе над масштабным полотном в Большом театре — исторической опере «Князь Игорь». А в начале июня покажет премьеру.

ЧУТЬ ПОЗЖЕ:

Заменивший Любимова на посту худрука Таганки Валерий Золотухин внезапно заболеет, впадет в кому и из нее не выйдет. В театре же начинается борьба за власть, впрочем, не прекращающаяся с момента отставки Любимова. Старый художник уже не опасен, новый — тем более. Внутри — раздрай, смута и некрасивые поступки: Золотухин еще жив, а часть артистов уже хлопочет о новом руководителе, которым... можно руководить. Прав Леонид Филатов, артист с чувством редкого достоинства, когда-то назвавший свою повесть «Сукины дети»!!!

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:

В Художественном театре режиссер Константин Богомолов предъявляет публике своего «Идеального мужа» — глобально перелицованного Оскара Уайльда. Пересаженный на российско-советскую почву шедевр лондонского эстета, хотя и неоправданно длинноват (четыре часа), все же впечатляет критикой существующего режима. Режим пока позволяет себя критиковать, хотя у МХТ возникают проблемы.

В ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ:

17 января величайшему реформатору Константину Станиславскому, посадившему главное театральное «дерево» России — Московский художественный театр, — разросшееся по миру причудливыми побегами, исполнилось 150 лет. И именно вечером этого дня, сразу после торжеств, худруку балета Большого театра Сергею Филину у его дома едва не выжгли глаза соляной кислотой. Государственно важный форпост культуры, приличий и хорошего вкуса криминализируется — как политика, бизнес и прочие структуры общества. А балет как самый изящный вид искусства, судя по случаю с Филиным, — с особой жестокостью: просто кислота в лицо.

ВСКОРЕ:

В Драматическом театре имени Станиславского, отличившемся в последнее десятилетие редкой прожорливостью худруков, очередному — Валерию Беляковичу — выкалывают глаза. К счастью, не живые, на лице этого сильного мужчины, а фотографические — на снимке, что висит за кулисами. То, что до случая с Филиным выглядело детской шкодливостью, после него — серьезное предупреждение. И как должен после этого чувствовать себя Борис Юхананов, который «на новенького» пришел в театр? Что ему выколют или отрежут?..

В СТУДЕНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ:

Театр Вахтангова выпускает «Евгения Онегина». Энциклопедия русской жизни, за которую многие художники боятся браться, поражает печальной красотой и чем-то необъяснимым, что царапает невидимым коготком душу: то до сладкой истомы, то до крови. Простота с величием тут идут рука об руку — без агрессии, без ущемления прав друг друга. В чем секрет успеха театра, который, кстати, еще недавно лихорадило? В том, что у руля театра — иностранец, ментальность которого не заражена отрицательной энергией? Не исключено, что придется звать на царство талантливых варягов.

Фото: Михаил Гутерман

В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ:

В Гоголь-центре появляется спектакль «Митина любовь». Молодой режиссер из Риги Владислав Насташев поставил рассказ Бунина на двух актеров. Соединение психологического театра и радикальной, небезопасной для здоровья артистов формы дает удивительный результат.

«Митина любовь». Фото: Михаил Гутерман

ПАРАЛЛЕЛЬНО:

Фестиваль имени Чехова в течение двух месяцев на разных площадках Москвы неизменно собирает публику. Что радует: интерес к театру не падает. Дирекция пытается показать европейских звезд провинциальной России — сталкивается с большими трудностями.

В САМОМ КОНЦЕ:

Внезапно от работы освобождают директора Большого театра Анатолия Иксанова и назначают Владимира Урина. И хотя правительственные чиновники пытаются хотя бы внешне придать своему решению приличный вид (отставленного публично благодарят за хорошую работу и даже обещают орден), все понимают, какая грязь и непристойность стоят за этим. Длительная и истеричная борьба за пост директора ведущего танцора, жалоба лично самому Путину ведущей балерины… Иксанова по-человечески жалко. За остальных — неловко и стыдно.

ТАМ ЖЕ:

Не успевает новый директор Большого театра приступить к своим обязанностям, как в оркестровую яму падает скрипач и разбивается насмерть. Несчастный случай, который мог произойти везде, — а чувство, что театр проклят, возрастает.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ «МК»

СЕЗОН 2012—2013 ГГ.

ПОД ЗАНАВЕС СЕЗОНА МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ ЛАУРЕАТОВ НАШЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПРЕМИИ

МЭТРЫ:

Лучшая женская роль — Галина Борисова (бабушка, «Похороните меня за плинтусом»», Театр «У Никитских ворот»).

«Похороните меня за плинтусом».

Лучшая мужская роль — Ефим Байковский (Грегори, «Цена», Театр им. Маяковского).

Лучшая женская роль второго плана — Людмила Максакова (несколько ролей, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).

Фото: Геннадий Черкасов

Лучший спектакль большой формы — «Евгений Онегин» (реж. Римас Туминас, Театр им. Вахтангова).

Лучший спектакль малой формы — «Похороните меня за плинтусом» (реж. Марк Розовский, театр «У Никитских ворот»).

ПОЛУМЭТРЫ:

Лучшая женская роль — Юлия Силаева (Людка, «Любовь людей», Театр им. Маяковского).

Лучшая мужская роль — Алексей Фатеев (Сергей, «Любовь людей», Театр им. Маяковского).

Лучшая женская роль второго плана — Наталия Вдовина (Наташа, «Три сестры», Театр им. Моссовета).

Лучшая мужская роль второго плана — Владимир Вдовиченков (Гусар, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).

Лучший спектакль большой формы — «Добрый человек из Сезуана» (реж. Юрий Бутусов, Театр им. Пушкина).

Лучший спектакль малой формы — «Он в Аргентине» (реж. Дмитрий Брусникин, МХТ им. Чехова).

НАЧИНАЮЩИЕ:

Лучшая женская роль — Ольга Лерман (Татьяна Ларина, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова); Александра Ревенко (Саша, «Митина любовь», Гоголь-центр).

Лучшая мужская роль — Олег Савцов (Орест, «Электра», Театр наций); Филипп Авдеев (Митя, «Митина любовь», Гоголь-центр).

«Электра». Фото: Михаил Гутерман

Лучшая женская роль второго плана — Мария Волкова (Ольга, «Евгений Онегин», Театр им. Вахтангова).

Лучшая мужская роль второго плана — Юрий Лобиков (Пак, «Сон в летнюю ночь», «Платформа»).

Лучший спектакль — «Любовь людей» (реж. Никита Кобелев, Театр им. Маяковского).

Лучший спектакль малой формы — «Электра» (реж. Тимофей Кулябин, Театр наций).

ДРУГИЕ НОМИНАЦИИ:

Проект года — «Впервые на русском» (МХТ им. Чехова и посольство Франции в РФ).

Акция года — «Отдаленная близость» (Театральная студия «Круг» и Институт Гёте в Москве).

Спектакль для подростков — «Они поженились, и у них было много...» (копродукция — Театриум на Серпуховке и компания «Pour ainsi dire», (Париж).

Ансамбль — Ольга Аросева, Елена Образцова, Вера Васильева («Реквием по Радамесу», Театр сатиры).

Ввод — Юлия Чебакова (Нина, «Он в Аргентине», МХТ им. Чехова).

Человек года — Юрий Любимов.

Фото: Кирилл Искольдский

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах