Мы, ради интереса, стали обзванивать рестораны, ночные клубы и крытые «летние» катки, дабы убедиться — платят ли они за ежедневный прогон фонограмм «для настроения» хоть какие-то деньги.
— Да ничего мы не платим, — говорит девушка-куратор с катка, — да, наши посетители катаются под музыку, но мы ее подбираем случайно — с компьютера. Сегодня — одно, завтра — другое. Есть хиты, есть спокойная музыка, есть просто отрывки и фрагменты, есть музыка из свободных фонотек — а за что платить и кому?
— Слушай, я тебе одно скажу: все эти законы — развод лохов, понял? — Откровенничает парень с другого крытого катка. — У меня музыка звучит из интернета — пусть к интернету претензии предъявляют!
— То есть, вы ничего платить не будете?
— Это рубка капусты: авось с кого-нибудь что-нибудь содрать. Какого черта наше РАО должно собирать с меня деньги за Мадонну или Майкла Джексона? Мадонна вообще в курсе про русское законодательство и про то, что за нее хотят здесь срубить по-быстрому, а? Они уже лет пять назад принимали все эти законы. Письма приходили из РАО. И ничего это не работает. Как доказать? А будут наезжать — диджея поставлю.
— А диджей спасет?
— Это самый легкий способ их всех послать. Всё, что диджей играет — это его музыка, его переработки. И потом — чтоб ты знал — 29 секунд любой музыки я имею права играть бесплатно! Это цитирование «в целях информирования»! Тебя ж никто за руку не хватает, когда ты... не знаю, Акунина цитируешь?
— Ну, или, напротив, играть Моцарта...
— Естественно! Будем играть классику, не подпадающую под авторское право. Так что государство нас не разведет!
После этого разгоряченного спича мы связались с известным экспертом по авторскому праву Павлом Катковым — юридическим советником Национальной федерации музыкальной индустрии. Он расставил все точки:
— Давайте прямо по пунктам: может упертого неплательщика спасти диджей в ресторане или на катке?
— Не может. При публичном исполнении произведений вопрос об оплате вознаграждения все равно ставится к собственнику помещения, а не к группе (или диджею), исполняющим музыку. То есть, независимо от источника звучания, разговаривать с представителями РАО будет юрлицо — ресторан, каток и так далее.
— Ну вот хозяин заведения говорит — я интернет включаю и слушаю: какие проблемы?
— С интернетом ситуация такая: легальный контент, например, та же Яндекс.музыка, iTunes, зависит от вида лицензии. Если в эту лицензию включено разрешение на публичное воспроизведение — тогда да, собственник может пустить ее через колонки для других людей. Но, как правило, лицензия ограничивается личным, некоммерческим использованием.
— Сотрудники РАО очень плохо идут на контакт, словно это не РАО, а ФСБ, а потому для нас многие вопросы — темный лес: скажем, может русское РАО брать деньги за Мадонну?
— Общества по коллективному управлению правами существуют во всем мире. Более того: есть их международные объединения (в сфере литературы, например). И, как правило, работает перекрестная схема, по которой авторское общество в одной стране собирает вознаграждения как за собственных граждан, так и за артистов других государств. После чего пересылает деньги туда... То есть юрисдикция конкретного общества ограничена территорией своей страны, но не ограничена национальной принадлежностью авторов.
— Но в данном случае фискальный момент интересует: хватит на все клубы и катки сотрудников РАО?
— Если речь идет о радио или телевидении — там оплата идет автоматически за каждый трек...
— Это понятно, их легче схватить за хвост и удобнее судиться...
— А на клубы и катки, ясно, всех не хватит. Но государство, внедряющее этот закон, подразумевает, что люди добровольно и добросовестно будут платить. Всё равно что налоги. Хватит на всех налоговых проверяющих?
— Теперь вопрос про Моцарта, Генделя, Баха — их крути сколько хочешь?
— Существует правовая категория «общественного достояния». 70-летний срок охраны на Моцарта, Баха прошел. И вы можете их свободно использовать. Единственный момент, что объектом правовой охраны станет исполнитель, его смежное право. Если вы сами в ресторане будете играть Моцарта на скрипке — вы никому ничего не должны. Равно как, если другой исполнитель за давностью лет перешел в общественное достояние.
— Так что, нам лет 15 понадобится, чтобы ментально цивилизоваться? А то пока бизнесмены воспринимают эти законы в штыки, будто государство ищет лазейку нажиться...
— Россия очень быстрыми темпами развивается. Буквально за 20 лет мы догнали и Европу и Америку по многим бизнес-показателям. У нас одна из самых серьезных в мире интернет-индустрий. И я уверен, что прогресс в области добропорядочного правоприменения — это вопрос не 15 лет, а 3-5. Вон, сегодня Яндекс-музыка стремительно отъедает аудиторию Вконтакте, просто приглашая людей бесплатно легализовать свои пиратские треки... ворованное становится честным. Так что, какие там 15 лет... порядок будет наведен в интернет-пиратстве очень быстро.
— Но если все станут честными и будут платить — не повысятся ли цены на билеты (понятно, что авторские отчисления лягут «бременем» на публику)?
— Существует лимит покупательской способности, который ограничивает рост любой цены на предметы потребления. Если сделаете билет в 1000 рублей, к вам (на каток, в кино) никто не придет. У людей нет таких денег. Так что перекладывание издержек на цену продукта ограничивается этим лимитом.
— Но вы считаете нормальным, что Правительство впервые предложило фиксированные в рублях минимальные сборы?
— Да это нормальная ситуация. Все делается в интересах автора. А почему вас смущает госрегулирование? Государство регулирует налоговую сферу, лицензируют сферу общепита, чтобы вас не отравили в ресторане, следит за безопасностью воздушных перевозок. Без него нельзя. Так что никакого шока здесь нет — нормальная деятельность, ни чуть не ущемляющая интересы бизнеса.