Ежегодно с 1994 года в Барселону съезжается более 80 тысяч «событийных» туристов и профессионалов музыкальной индустрии со всего мира на фестиваль Sonar. За это время он стал международным мерилом уровня развития электронной музыки и лакмусовой бумажкой передовых трендов в этой области. Его оргкомитет пропагандирует основополагающие ценности, которые лежат в основе фестиваля с момента основания: неразрывная связь творчества и технологий, решимость быть глобальным событием и местом встречи творческих людей с представителями индустрии и простой публикой.
Sonar традиционно разделяют на две секции: дневную и ночную. Дневная в этот раз переехала в конгресс-центр на площади Испании, рядом с горой Монжуик, захватив попутно пространства Национального музея искусства Каталонии и научного музея CosmoCaixa. Ночная «прописка» осталась по тому же адресу — в просторных ангарах торгово-выставочного комплекса «Фира де Барселона». Плюс ко всему организаторы запустили Sonar+D — бизнес-инкубатор, участники которого могли поделиться своими идеями и предпринимательскими инициативами, приняв участие в дискуссиях, воркшопах, презентациях технологических новинок или просто пообщавшись с гиками-экспериментаторами.
В первый день фестиваля работала лишь дневная секция, выполняя роль приятной прелюдии к основному действу. Потому и музыка здесь звучала легкая и ни к чему не обязывающая. Наиболее яркими выступлениями отметились новоиспеченный норвежский спейс-диско-тандем Тодда Терье и Lindstrøm, а также эпатажный и не совсем трезвый Себастьян Теллье, известный своим хитом «Divine» по финалу «Евровидения» 2008 года. Второй день вышел куда подвижнее и послужил отличным разогревом перед бурными ночными плясками. Тут акцент был сделан на танцевальные ритмы. Меланхоличные мотивы исландцев Sisy Ey с соул-певцом Джейми Лиделлом разбавили бодрые диджейские сеты плодовитого электронщика Мэтью Герберта и немецкого дуэта Modeselektor.
После столь сытного музыкального аперитива «ночная секция» получилась крайне насыщенной. Ее хедлайнером стал немецкий техно-квартет Kraftwerk, который на примере двухчасового 3D-шоу «Retrospective 12345678» показал, как эволюционировали грув и бит за последние 40 лет. Сет-лист коллектива в очередной раз подтверждает, что творчество пионеров электронной музыки не подвластно времени. А учитывая возраст и культурное значение фестиваля Sonar, выглядело это очень символично.
Затем на главной арене высадился американский десант, который, по задумке организаторов, олицетворял невероятный скачок танцевальной музыки по ту сторону Атлантического океана. Среди его участников автор набившего оскомину мотива «Harlem Shake» Bauuer и предводитель трэп-движения Diplo. Гвоздем программы, безусловно, стало визуально-пиротехническое шоу обладателя шести статуэток «Грэмми» Skrillex, благодаря которому о дабстепе заговорили во всем мире. Напялив майку футбольного клуба «Барселона» и размахивая своей шевелюрой, он значительно повысил градус и в без того жарком помещении ангара.
Не обошлось без традиционных для Sonar концертов. В эту ночь отметились мультиинструменталистка Bat For Lashes и инди-рокеры Two Door Cinema Club, которые увели значительную часть аудитории у Skrillex. Все-таки европейцы по-прежнему предпочитают более интеллигентную музыку, нежели пустые танцульки. Из ярких моментов первой ночи запомнилось и выступление американского вундеркинда Николаса Джаара, а любителям танцевальных марафонов наградой стал шоукейс ENTER Ричи Хоутина, о котором «ЗД» уже подробно рассказывала.
По статистике, на дневную программу третьего дня приходит значительно меньше людей. Оно и понятно: многие отсыпаются после первой ночи, чтобы набраться сил перед второй. Однако это не мешает организаторам ставить в лайн-ап интересных артистов вроде популярного коллектива из США Chromatics. Но Sonar — это не только танцы. Любители вдумчивой электроники могли укрыться от назойливого бита в камерном зале, в котором все три дня царили минимализм и неоклассика. Там свои эксперименты на публике ставили неординарные артисты типа трио Олафура Арнальдса и битбоксера Beardyman. Те же, кому музыка и вовсе наскучила, могли отдохнуть в кинозале на просмотре документального кино.
Вторая ночь выдалась не менее жаркой. Вначале все внимание было приковано к экстравагантному дуэту Pet Shop Boys, который представил новое аудиовизуальное шоу и альбом «Electric», с которым артисты совсем недавно выступали в Москве. Крис и Нил по-прежнему наряжаются в сверкающие костюмы и предаются ностальгическому диско, ничуть не теряя актуальности. На площадках под открытым небом в это время отдувались многообещающие «прорывы» последних лет: коллектив Hot Natured, а также Масео Плекс и Сет Трокслер. Параллельно с ними праздновал свой десятый день рождения лейбл Ed Banger, ответственный за таких артистов, как Justice и Mr Oizo. А вот на 2ManyDJs в зале яблоку негде было упасть. Создатели популярных ремиксов, интенсивного видеосопровождения своих сетов и мэш-ап-диджеи в истинном понимании этого термина на деле доказали, что сейчас по-настоящему находится в тренде. Затем эклектичный угар разбавил своим притрансованным техно звезда фильма «Берлин зовет» Пол Калькбреннер, которого в России ждут давно. А завершали ночную вакханалию по разные стороны баррикады французский техно-гуру Лоран Гарнье и звезда дискотек Ибицы Лусиано.
В таком ритме электронно-танцевального угара юбилейный Sonar доплясал до своего официального закрытия к вечеру следующего дня. В Музее современного искусства Лоренцо Сенни показал лазерный перформанс ORACLE, отдав дань рейв-культуре 90-х, а в Центре современной культуры Барселоны Макс Рихтер в сопровождении камерного оркестра представил свое прочтение скрипичных концертов «Времена года» Вивальди, что стало весьма изящным обрамлением всей предыдущей техно-вакханалии.
Неспроста все-таки Барселону называют столицей электронной музыки, а на сам Sonar вешают ярлык главного фестиваля Европы — достаточно взглянуть на состав участников, объем происходящего и подход к организации. А юбилейный ивент еще раз показал, насколько относительны жанровые и временные рамки — настоящие шедевры, будь то академические произведения, рок-баллады или танцевальная электроника, не стареют, обретая статус «вечного». Организаторы уже объявили даты следующего фестиваля, и можно не сомневаться, что он также войдет в историю с приставкой «главный».