Новость о перестановке стала неожиданностью большинства, но все же не для всех. Звоним замдиректора ГМИИ Зинаиде Бонами, верной соратнице Ирина Александровне.
- Честно говоря, в кругу своих заместителей Ирина Александровна уже говорила о своем намерении перейти на президентскую должность, - признается «МК» Зинаида Аматусовна. - Нет, она отнюдь не собирается порывать с музеем, а будет использовать свой опыт и связи во благо Пушкинского. Музей находится в постоянном развитии и ставить перед нами разнообразный спектр задач. Но это решение Ирины Александровны связано с ее личными обстоятельства...
- Вам раньше доводилось работать с Лошак?
- Я знаю ее проекты, поскольку моя работа связана с выставочной деятельностью. Большие, серьезные выставки. Хотя в каком-то смысле наши пути пересекались. Так случилось, что и я, и Марина Девовна начинали свою деятельность в Литературном музее.
- Марина Лошак - специалист по искусству авангарда. Не будет ли перекоса в выставочной политики в этой сторону?
- Мы услышали в первом слове намерение чтить те традиции, которые существуют в музее и которые связаны с деятельностью Ирины Александровны. Главное, что нам сейчас нужно сейчас — поддержка.
Для Пушкинского музея смена директора действительно настоящий переворот. Подумать только, полвека одна единственная хрупкая (но только на первый взгляд) женщина, задавала хороший тон в выставочной политики одного из крупнейших музеев страны. Кому она решилась доверить его?
Марина Лошак — фигура известная на арт-сцене. Последний она год возглавляет музейный комплекс «Манеж», а до того делала проекты, посвященные русскому авангарду, в частной галерее «Проун». В большой музейной политике Лошак относительно недавно, но в выставочном деле давно. После окончания Одесского государственного университет имени И. И.Мечникова по специальности «Классическая филология» Марина поступила работать в Одесский литмузей. Переехала в Москву в 1986 году, где устроилась в Государственный музей В.В.Маяковского. Проработала там год, а потом пошли дети. Вернулась на арт-сцену уже в 90-х в качестве гарериста: сначала стала соосновательницей (вместе с Еленой Языковой и Любовью Шакс) галереи «Роза Азора», позже консультировала банкиров в вопросе коллекционирования, возглавляла Центра искусств на Неглинной, открыла бутик винтажной моды, и наконец, камерную галерею «Проун», с которой и начался стремительный взлет нового директора ГМИИ.
Справится ли Марина? И были ли другие кандидатуры? Советник президента по культуре Владимир Толстой признался, что да, были.
- Лошак — правильное решение, на ваш взгляд?
- Правильное ли — покажет время, надо, чтобы г-жа Лошак себя проявила. Хотя обсуждался целый ряд кандидатур.
- Выбор все-таки неожиданный: из авангарда — в классическое искусство...
- Здесь важны управленческие способности, а на прежних должностях Марина проявила себя как человек энергичный, добивающийся прогресса в тех местах, где работала.
- А то, что Антонова — президент, это лишь красивая должность?
- Нет, у нее достаточно большие полномочия. Учитывая авторитет Ирины Александровны, можно предположить, что она будет влиять на политику музея. И если ей что-то не понравится, — зная характер Антоновой, — она точно молчать не будет.
- Скандал с Пиотровским как-то повлиял на ее уход?
- Ни коим образом. Мы с Антоновой задолго до прямой линии с Путиным обсуждали, что ей предстоит в какой-то момент пост покинуть. Важно было, чтоб преемник был с нею согласован (а кандидатура Лошак согласована). Чтобы был спокойный переход...
- Что в приоритетах нового директора?
- Ну, например, строительство музейного городка: как раз Ирина Александровна рассчитывает, что Марина Лошак, имеющая добрые связи с Правительством Москвы, сумеет решить организационные вопросы более эффективно.
Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства солидарен с Толстым, в его оценках дуумвирата Лошак—Антоновой:
- По-моему, это правильная идея: Марина Лошак — опытный, разумный и достаточно амбициозный человек. Один из наиболее достойных в московском художественном сообществе.
- Намекают, что предстоит большая стройка, и под это дело...
- Ну так у нее блестящие организаторские способности. Очень правильный выбор. Человек на эту роль. Тем более, что помимо чисто художественных проблем, предстоит решать какие-то строительные дела (что Антоновой, возможно, было уже тяжело).