В Театральной галерее, расположенной напротив деревянного дома, где родился Александр Островский, собралось человек двадцать — все сплошь художники, искусствоведы, преподаватели художественных вузов. Они чествуют трех женщин, посвятивших свою жизнь искусству. К сожалению, одну из них посмертно — основательница художественной династии Наталья Вигилянская скончалась в прошлом году. И именно она стала открытием для искусствоведов, ведь прежде работы Натальи Валентиновны никогда не выставлялись. Почему ученица Александра Дейнеки, приехавшая подростком в Москву, легко поступившая в художественное училище 1905 года, а потом без экзаменов принятая в Суриковский институт, писала исключительно для души? На этот вопрос трудно ответить даже ее дочери, театральному художнику Елене Качелаевой.
— Так уж вышло. У мамы был смелый характер — не каждый решится в 15 лет уехать из Краснодара. Игорь Грабарь принял ее в Суриковской институт без экзаменов, но всю жизнь она занималась плакатами. В советское время это была гигантская индустрия. Плакаты у нее получились удачные, но настоящей страстью всегда оставалась живопись, — рассказывает Елена.
Теперь впервые широкая публика может увидеть живопись Вигилянской. Весь первый этаж Театральной галереи заняли ее цветочные натюрморты и размеренные пейзажи. Работы вполне академические, хотя в пастозных мазках чувствуется влияние импрессионизма — того же Грабаря, Коровина и Архипова. Среди живописных холстов выделяется одна умиротворяющая работа, изображающая камин и спящую собаку, выполненная в ином стиле. Ее автор — внучка Вигилянской, Надежда Яшина. Она пошла по стопам матери и бабушки, закончила Суриковку и сейчас работает художником в Дмитровском театре «Большое гнездо». Удивительно, но ее картины более традиционные: Надя детально прорисовывает свои картины, используя лессировку, как мастера Возрождения.
— Сегодня не каждый студент или выпускник вуза сможет так написать, — считает Качелаева. — По-моему, проблема в том, что все стало платным. В детстве я ходила в художественную школу бесплатно вместе с другими ребятами из разных городов и сел. Они были талантливы, и поэтому с ними занимались. А сейчас — плати и учись, и не важно, талантливый ты или нет, все решают деньги. В вузах большинство отделений — тоже платные.
Второй этаж Театральной галереи заняли семейные фотографии, работы Надежды и самой Елены, которая несколько десятков лет оформляла почти все спектакли в Театре имени Гоголя, успевая сотрудничать и с другими театральными площадками. С супругом, экс-директором Театра им. Гоголя режиссером Сергеем Яшиным, у них давно сложился творческий тандем. На выставке большинство экспонатов — модернистские эскизы к постановкам, режиссером многих из которых выступал как раз Яшин. Собственно, и название выставки «Трое под одной крышей» — отсылка к одноименной популярной в 1980-х пьесе Людмилы Разумовской. Правда, в отличие от сюжета спектакля, построенном на конфликте трех поколений, в семье Качелаевой всегда царило согласие. «Конечно, мама оказала на меня большое влияние, но она мне никогда не указывала, как писать. Она восхищалась каждой моей работой и достижением, как сейчас я восхищаюсь успехами Нади», — рассказывает Елена. Сейчас Качелаева вместе с супругом заняты проектами во МХАТе и Малом театре. На вопрос об отношении к обновленному Театру Гоголя, Гоголь-центру, отвечает, что «не были там и не хочется».