Страсти на конкурсе не детские, атмосфера наэлектризована до предела. «Просто мозг выносит», — признается «МК» один из участников соревнований. Тем не менее сейчас, когда все треволнения позади, можно поразмышлять об итогах. Итак, танцовщиков и хореографов оценивают по 25-балльной шкале, результаты плюсуются, крайние оценки вычитаются — у кого больше баллов, тот и победитель. Вроде бы всё прозрачно, но, как ни уверяют организаторы — мол, на результаты никто не влияет, — верится в это с трудом. Всем известно, что в Москве по старшей группе побеждают артисты Большого, а по младшей — ученики Московской академии хореографии. И если у «взрослых» из Большого на сей раз «золота» чудом не оказалось (но есть «серебро» и «бронза»), то сразу две ученицы члена жюри, ректора Московской академии Марины Леоновой, стали золотыми лауреатками по младшей группе (6 тыс. долларов): Ксения Рыжкова — в номинации «Дуэты», а Эльвина Ибраимова (номинации «Солисты») поделила «золото» с представительницей Швейцарии Мико Фогарти.
У 14-летней американки Бете балетное имя — Жизель, и она поражает специалистов. Однако жюри отдает ей только «серебро» (5 тыс. долларов), и Жизель делит его с украинкой Олесей Шайтановой. Крошечная японка Хатато Рейко, практически не съезжая с одной точки, выдерживает в фуэте бешеный темп, заданный дирижером, но... в номинации «Дуэты» ее так же оттесняют на 3-е место (4 тыс. долларов).
В «дуэтной» же номинации ни один из мальчиков не допущен в третий тур, и комплект наград вообще не разыгрывается. А вот в «соло» одно открытие все-таки случилось: золотой лауреат — 18-летний Тимофей Андрияшенко. Красивейшая фактура, отличный прыжок и вращения — всё в нем незаурядно. На конкурсе он представляет Латвию, хотя (внимание!!!) окончил частную балетную школу в Генуе, а сейчас вообще — в свободном плавании. Чтобы не упустить столь яркий талант, надо бы срочно подсуетиться балетному начальству Большого, но начальства на конкурсе не видно. Герой младшей группы — Микола Городиский. Его семья бежала из Чернобыля и осела в Аргентине. Начав учиться в школе при театре Колон в Буэнос-Айресе, он закончил образование в школе при Венской опере, а теперь и работает в знаменитом театре. Домой (мальчик представлял на конкурсе Украину) увез бронзовую награду.
У «взрослых» участников соревнований — никаких особых откровений: тут все предсказуемо с самого начала. Уже с первого тура безоговорочным фаворитом публики становится Давид Залеев. Он получает золотую медаль (10 тыс. долларов) и уже имеет приглашение из Мариинского театра. В Вагановской школе при этом театре он когда-то и учился, но был отчислен за плохое поведение, а ныне работает в Татарском театре оперы и балета.
Ожидаемо с самого начала было и «золото» Тимура Аскерова. Премьер Мариинки, который «ведет» в труппе практически весь классический репертуар, тем не менее на конкурсе представляет Азербайджан (гражданства РФ у звезды Мариинского нет). Выступления Аскерова демонстрируют настоящую культуру классического танца, которую своему ученику привил Реджеп Абдыев. Этот педагог не случайно получает спецприз «За сохранение традиций классического танца»: среди тех, кого он привозил в прошлые годы, целых два (из четырех за всю историю) обладателя Гран-при конкурса!
Свою награду увезли в Питер и представители Михайловского театра: Оксана Бондарева получила «золото» в «дуэте» среди женщин (на первое место в «соло» среди женщин у жюри не нашлось достойной кандидатки), а ее великолепный партнер Иван Зайцев (он в конкурсе не участвовал) стал обладателем спецприза за партнерство. Не обидели на XII Международном и Большой театр: «серебро» Игоря Цвирко в «соло» вполне заслужено — особенно сильно танцовщик раскрылся в третьем туре в вариации Фрондосо из балета «Лауренсия».
Как всегда, предсказуем и малоинтересен конкурс хореографов. Не присудив здесь «золото», жюри явно пожадничало: премьер театра Эйфмана Олег Габышев, представивший на конкурс две свои работы (серебряная медаль — 9 тыс. долларов), явно его достоин. Самое поразительное, что хореографический язык начинающего балетмейстера ничем не напоминал язык его шефа. Другие хореографические «откровения» конкурсантов, что называется, «ниже плинтуса» и похожи друг на друга, как сиамские близнецы. Но если раньше неофиты брали за образец сочинения отечественных балетмейстеров, сейчас они вовсю подражают их западным коллегам.