Главный конкурс
Как всегда, в основном конкурсе хватает темных лошадок, даже среди российских участников. Ей в этом году выглядит драма «Скольжение», дебют рекламного режиссера Антона Розенберга, выпускника высших режиссерских курсов у Александра Митты. ММКФ любит награждать своих, но заочно главным русским фильмов в конкурсе (и вообще на фестивале) выглядит «Роль» Константина Лопушанского («Гадкие лебеди»). Черно-белый бенефис Максима Суханова, играющего одного из лучших актеров эпохи «Серебряного века». Исследование театральной жизни Петербурга и одновременно — портрет раненой страны на пороге Гражданской войны.
Короткий метр
В короткометражном конкурсе в первую очередь обращает на себя внимание фильм Дарьи Беловой «Иди и играй». И снова — черно-белая драма, и снова о войне, но на этот раз — Второй мировой, которая оживает в памяти маленького мальчика из современного Берлина. Даша — выпускница филфака Санкт-Петербургского университета и Берлинской киношколы. А также единственная режиссер из России, которая увезла из Канн в этом году главный приз, где «Играй и смотри» (формально представлявший Германию) победил в короткометражном конкурсе в секции «Неделя критики».
Вокруг света
Одна из множества параллельных программ ММКФ, где можно встретить самые неожиданные работы. Именно сюда попала экранизация Мишелем Гондри культового романа Бориса Виана «Пена дней». Сюрреализм одного из самых неповторимых французских писателей в исполении одного из самых непредсказуемых французских режиссеров. Плюс пара главных героев в исполнении Ромена Дюри и Одри Тоту, которая давно уже испытывает острую необходимость в ярких ролях, сопоставимых с принесшей ей мировую славу Амели в одноименном фильме Жана-Пьера Жене.
8 1/2 фильмов
Программа лучших авторских фильмов текущего фестивального года, как правило, отмеченных до этого жюри ведущих киносмотров мира. Здесь спокойно соседствуют друг с другом «3X3D» Жана-Люка Годара, Питера Гринуэя и Эдгара Пера — киноальманах, изучающий возможности стереокино. «Вечное возвращение» Киры Муратовой — как всегда, ни на что не похожий пример по-настоящему авторского кино с Ренатой Литвиновой, Олегом Табаковым, Аллой Демидовой и Сергеем Маковецким в главных ролях, незаслуженно проигнорированный до этого жюри Римского кинофестиваля. И «Прикосновение греха» одного из лучших современных китайских режиссеров Цзя Чжанкэ. Философская драма из четырех частей, исследующая жителей социального дна и их борьбу за собственное достоинство, награжденная в Каннах за лучший сценарий.
Свободная мысль
То же, что и «8 1/2 фильмов», только среди документального кино. Отличный повод лишний раз убедиться, что документальные ленты порой бывают куда зрелищней и страшнее, чем высокобюджетные голливудские блокбастеры. Так, например, произошло в случае с «Актом убийства, премьера которого с шумом прошла на Берлинале в этом году. Это реконструкция политических перестановок в Индонейзии в 1965 году, повлекших за собой череду массовых убийств. Причем реконструкцию производят сами убийцы, а ныне — почтенные пенсионеры. Для наглядности каждый из них для своего повествования выбирает манеру одного из любимых гангстерских фильмов, превращая кровавый рассказ в изуверское театральное представление.
Почти весь Бертолуччи
Название говорит само за себя. Классик итальянского кино и сегодня — живее всех живых и снимает настолько энергичные мелодрамы, какие и не снились его молодым коллегам. А среди прошлых фильмов и вовсе почти одни шедевры. Из списка разве что можно отдельно выделить «Двадцатый век». Пятичасовое эпическое полотно о жизни двух итальянцев из разных семей, разворачивающееся на фоне ключевых событий прошлого столетия. Хотя бы для того, чтобы вспомнить как выглядел на экране наш новый русский Жерар Депардье на пике актерской формы.
Сталинградская битва. Победители и побежденные
Ретроспектива, приуроченная к семидесятилетию победы в Сталинградской битве. Редкая возможность за короткий срок восстановить в памяти не только события самого крупного сухопутного сражения в истории, но и то, как менялось отношение к битве со временем. Причем не только в СССР, но и в стане бывшего противника. От агитационных «Дней и ночей» Александра Столпера, снятых за год до победы, до эпического «Сталинграда» Юрия Озерова конца перестройки. Отдельно обращает на себя внимание редкий документальный фильм «Память», смонтированный Григорием Чухраем из документальной хроники в 1970 году, четырнадцать лет спустя своего шедевра «Сорок первый».
В раю Ульриха Зайдля
Кроме прочего на ММКФ полностью покажут трилогию австрийца Ульриха Зайдля («Собачья жара») «Рай: Любовь. Вера. Надежда». Один из самых радикальных и интересных киноэкспериментов последних лет. Каждая из частей была по очереди преставлена в конкурсе Канн, Венеции и Берлина. Соединенные в единое целое, они превращаются в уникальное исследование самых тонких человеческих материй, выполненное нашим выдающимся современником с безжалостностью и точностью хирурга и нежностью большого поэта.
Пражская весна
Программа чехословацких фильмов времен Пражских волнений, которую по хорошему было бы полезно посмотреть всем тем рассерженным горожанам, которые топтали московские бульвары в мае прошлого года. Здесь же можно наткнуться и на один из первых фильмов Милоша Формана («Народ против Ларри Флинта», «Амадей») — «Любовные похождения блондинки». Маленький черно-белая поэма, замаскированная под обычную мелодраму о провинциальной девушке и столичном музыканте, познакомившихся на танцах.
Памяти Алексея Балабанова
Ретроспектива фильмов главного русского режиссера последнего десятилетия (к ней же можно отнести фильм «Замок», чей показ пройдет в рамках спецсобытия). От полнометражного дебюта «Счастливые дни» по мотивам Беккета до фильма-завещания «Я тоже хочу», премьера которого прошла в прошлом сентябре в Венеции. Главный пункт программы, безусловно, «Про уродов и людей» — абсурдистская драма, так и оставшаяся непревзойденным шедевром в карьере режиссера, ушедшего 18 мая этого года в возрасте 54 лет.