Рекордный наплыв «паломников» стал подарком фестивалю к пятилетию. На 2013-й символично пришлась круглая дата не только для «Рока над Волгой»: 70 лет исполнилось бы королеве рок-н-ролла Дженис Джоплин, столько же — Джиму Моррисону, 45 — группе Deep Purple. Из ныне здравствующих сороковой день рождения празднует основатель «Ленинграда» Сергей Шнуров, сорок пятый — Илья Лагутенко. Не раз их вспомнили на поле Петра-Дубрава, где другие музыканты сдавали очередной «экзамен» на профпригодность по всем правилам опен-эйра. Формат обязывает: оказавшись на открытой площадке перед многотысячной кричащей толпой, вряд ли получится прикрыться видеорядом и другими украшательствами, как это можно сделать в клубе, показать себя надо «голого», как есть, взять звуком, харизмой и обязательно хитами. Зрел прямо в корень лидер «Пикника» Эдмунд Шклярский: «Не стоит здесь пугать поклонников новыми песнями». Рокеры и не пугали — поздравили пришедших с Днем России и отыграли сеты исключительно из нетленок, собрав которые можно было бы записать саундтрек к энциклопедии русского рока.
И все-таки без элементов шоу и сюрпризов, которыми становились внезапные выходы на сцену специальных гостей, тоже не обошлось. Одной из неожиданностей стала экстравагантная пара Сергея Галанина и эксцентричного Олега Гаркуши, шоумена из «АукцЫона», в роли ведущих. Удержаться исключительно в этой ипостаси они, правда, не смогли. Сколько волка ни корми, а музыкальная природа взяла свое: поле Петра-Дубрава услышало-таки народную «А что нам надо» «СерьГи» в акустике и увидела не менее знаменитые в неформальной среде гаркушинские безумные пляски под казачьего «Атамана» «Чижа & Co». Последний (Сергей Чиграков) в очередной раз подтвердил на фестивале силу своего феномена: сколько бы он ни играл репертуар давно минувших дней, не записывая новых песен, фанаты все равно встречают его бурно и радостно. То ли потому что Чиграков — мастер выстраивать программу и петь старые вещи каждый раз по-новому, то ли потому что он слишком редко дает концерты, и поклонники успевают соскучиться.
«Шаманы» переиграли консерваторов
Задолго перед Чижом, в самом начале фестиваля, на площадку поднялся «русский раммштайн» — это прозвище «с пеленок» получила группа Mordor. За индастриал-метал, тягу к костюмированным шоу, обильное количество грима и пиротехнические «фишки» их давно уже заподозрили если не в подражательстве, то точно в особой любви к знаменитым немцам (особенно к их ранним альбомам). До легенды ребятам далеко, но выделиться из толпы на родном российском поле получается. На «Роке над Волгой» выпускать этих тяжеловесов первыми стало уже традицией, в прошлом году они закрепили позиции, написав гимн фестиваля «Рок-н-ролл Волга», который повторили снова. Продолжали романтиками — «Смысловыми галлюцинациями» и «Би-2», которые на этом романтизме и выехали, ничем не удивили и ограничились очень стандартными программами. Первые — с традиционными «Вечно молодой» и «Зачем топтать мою любовь», вторые — с «Варварой», «Полковником» и «Безвоздушной тревогой» совместно с приглашенной Настей Полевой, чье место в дуэте раньше занимала Тамара Гвердцители.
Удивила, в отличие от консервативных предшественников по лайнапу, чьи ряды также пополнили БГ и Кипелов, группа «Пикник», устроив на площадке почти ритуальное действо с большой железной женщиной-кентавром, которой управлял герой-Моцарт в железной маске на поллица, шаманом, у которого, если верить словам известной «пикниковской» песни, «три руки», странными существами в белом с флагами на ходулях и другими сюрреалистическими персонажами. «Шаманил» как мог и Константин Кинчев, неожиданно начал с древнего «Шабаша» и в середине программы разбавил новый материал историческими «Красное на черном» и «Иди ко мне». «Алиса» вывела на главный рубеж. Ей-то и досталась почетная роль проводника между пулом российских рокеров и долгожданным Rammstein’ом, взорвавшим сцену своим фаер-шоу под рев Тилля Линдеманна с наступлением темноты.
Извержения Rammstein и уроки русского
Инфернальный, постаревший, но по виду не уставший Тилль в розовой шубке поверх кожаной униформы спустился на сцену на горящей платформе. Шубка, как стало понятно потом, была такой маленькой гламурной шалостью солиста для затравочки, и он почти сразу же поспешил ее снять. Прелюдией — залпы фейерверка в толпу под первые аккорды «Ich Tu Dir Weh» с последней студийной пластинки «Liebe Ist Fur Alle Da», в продолжение — почти двухчасовая феерия из хитов, огня и эпатажа на грани.
На фестиваль «раммы» приехали в рамках мирового турне «Wir Halten Das Tempo» («Мы держим темп») с 30 тоннами оборудования и сотней бойцов в подмогу для организации действа на шестидесятиметровой площадке. С названием не соврали — темп музыканты разгоняли на протяжении всего концерта, выпускали огненные струи из рук, изо рта и играли под огненным дождем. Выходя на площадку, Тилль «делает» всех, потому что позволяет себе все. Больше всех от солиста достается его главному напарнику по пикантным «мизансценам» — клавишнику Кристиану Лоренцу Флаке, которого Линдеманн, весь покрытый грязью и искусственной кровью, то «поджаривал» из огнемета в гигантском котле, напевая в микрофон-тесак каннибалистскую «Mein Teil», то гонял по сцене и хлестал черной кожаной плеткой. В середине гиперактивный Тилль и вовсе имитировал с несчастным Флаке, изображавшим полупса-получеловека на поводке, бурный половой акт «в полете» — во время псевдосоития музыканты поднимались в воздух на большой платформе. Не дай бог такое увидеть нашим депутатам-моралистам и церковникам, с не меньшим исступлением вгоняющим Россию в «духовные скрепы» средневекового мракобесия, а еще больше — Мэрилину Мэнсону, который, наверное, усомнился бы после этого в своей профпригодности: на фоне Rammstein этот «злодей» кажется несмышленым стыдливым щенком, которого бросили в воду, чтобы научить плавать, но не получилось.
Спустя годы немцы наконец выучили русский язык. Кто знает, сколько дней и ночей Линдеманн не спал, выучивая замысловатые для чужеземца фразы вроде «поднимите вверх ваши руки», «у кого-то была жена из России, только я не помню, у кого» — про одного из своих музыкантов, и по-детски сентиментальную «Rammstein любит Самару, спасибо большое». В любом случае на поле Петра-Дубрава он должен был понять весь великий смысл слов Пушкина «там русский дух, там Русью пахнет», если когда-нибудь их слышал. Фанаты при каждом произносимом им русском слове, казалось, вот-вот сойдут с ума от счастья.
Поклонников Тилль ублажил не только разговором с ними на одном языке, но и целым букетом хитов. «Ich Will», «Feuer Frei», «Sonne», «Du Hast», «Du Riechst So Gut», «Links 2-3-4» — не пропустили ни одной песни из легендарной обоймы и, видимо, сами того не понимая, очень остросоциально завершили свой экстатический парад композицией «Pussy», на которую в 2012 году они без стеснения и лишних сантиментов сняли порноклип. В его версии без цензуры можно было разглядеть достоинства всех участников группы, в исполнении на площадке «Рока над Волгой» Тилль распевал ее, разъезжая на огромной розовой пушке, похожей на мужской детородный орган, и обливал толпу обильной белой пеной. Что и говорить: умеют ребята переходить все границы, потому, вероятно, и бьют все рекорды популярности в мире. Странно только, что такой бесстрашный Линдеманн так боится общаться с поклонниками и журналистами вне площадки: к телу Тилля не подойти. Впрочем, после «Pussy» уже можно все.