МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Каннах показали фильм про майора Евсюкова

Режиссер Юрий Быков: «После фестиваля поеду к матери сажать картошку»

В программе «Неделя критики» 66-го Каннского кинофестиваля показали картину «Майор» Юрия Быкова. Поскольку это второй полнометражный фильм режиссера (он дебютировал фильмом «Жить»), то он может претендовать на получение «Золотой камеры», присуждаемой за дебют, причем, не имеет значения, в какой из каннских программ участвует.

Юрий Быков Фото: РИА Новости

Перед показом фильма предполагается выступление одного из кинокритиков, который и произносит речь во славу той кинематографии, чей фильм представлен в «Неделе критики». На этот раз упомянули Алексея Германа, Александра Сокурова, Никиту Михалкова, Андрея Звягинцева, Алексея Попогребского и Ангелину Никонову. Можно делать выводы, что о нас знают в мире и что ценят. А «Майора» уже продали в несколько европейских стран, включая Грецию и Францию, а также в Иран. Главный герой фильма – майор полиции – спешит в роддом к жене и сбивает на дороге семилетнего мальчика прямо на глазах у его матери. А потом пытается замести следы при помощи своих коллег и друзей. Все это приведет к череде преступлений и поставит перед выбором: остаться человеком или нелюдем...

Юрий Быков родился в 1981 году, окончил ВГИК, работал актером в московских театрах. В «Майоре» сыграл ключевую роль бескомпромиссного сотрудника полиции, готового на все ради друга и общего дела, так как он это понимает. Персонаж по сути страшный, и не приведи бог, встретить такого на своем пути. В Каннах Юрий рассказал нам о том, что никогда подолгу не сидит в комнате в ожидании идей. Решает в течение одного дня, что на сегодняшний день является главной проблемой, от нее и идет в выборе темы. Буквально за два дня до того, как он приступил к работе над сценарием «Майора», реальный майор милиции Денис Евсюков открыл стрельбу в одном из московских супермаркетов, убив двоих и ранив семерых ни в чем не повинных людей.

- Но наша история, - говорит Юрий Быков, - не имеет ничего общего с патологией. Не хотелось, чтобы люди думали, что в полиции работают только вурдалаки. Мне интересно рассказывать о людях, обладающих волей, на которых можно проверить такие понятия, как доверие, любовь, дружба. Наша картина о том, что все мы находимся в одной лодке, и она раскачивается. Не стоит об этом забывать.

- Неужели думаете, что вам удалось показать своих героев не волкодавами? А персонаж, которого играете вы, - приличный человек?

- Мой герой – спорный персонаж. Вы правильно сказали, что он - волкодав. Но волкодав, который верит своим товарищам. Он за них умрет, если надо. И это тоже неслучайная нота. Как к этому относиться? Это как в сочинении Бориса Савинкова «Конь бледный» - за друга своя положить душу свою. Проблематика картины строится вокруг того, что человек в принципе хочет поступать согласно нормам морали, которые приняты в обществе. Но эти нормы не работают в социуме, где все разделено на группы, где живут по принципу: ты за меня отвечаешь, а я - за тебя. Обстоятельства могут быть разными: мороз минус 50, бандиты рядом, звери, голод, холод. Как тут остаться человеком? Это как двое бегут из тюрьмы, берут с собой третьего, и решают между собой, кто станет «консервами», а кого действительно надо тянуть. Я же не говорю о том, что правильно или неправильно в этой жизни, важно то, что человек вурдалаком и упырем не рождается. Таковым его делают обстоятельства. В самой жесткой ситуации можно услышать ноту человечности в любом из людей. Мой персонаж не просто уважает главного героя, как сослуживца, он его любит. И приезжает на место аварии, когда его близкий друг сбивает на дороге ребенка. Он себя подставляет, пытаясь прикрыть товарища. И если майору Соболеву грозит за пацана пять лет, то мой герой влезает в историю, за которую дадут 25 лет строгача. Наш фильм о том, что человек в какой-то момент решил поступить по-человечески, а это не работает. Вот до чего мы дошли.

- А вам было важно самому сыграть роль?

- Я был загнан в определенные обстоятельства, поскольку два уважаемых артиста, мои близкие друзья, отказались сниматься в этой роли. Они сказали: «Мы таких уродов не играем». Ничего не оставалось, как сделать это самому, поскольку мне этот персонаж нужен был без изменения, в том виде, в каком вы его увидели. Он хоть и не главный герой, но центрообразующий, провоцирующий динамику драматургии. Я спросил у Дениса Шведов (он исполнил роль майора): «Ты хочешь, чтобы я это сыграл?» Он ответил: «Да». А поскольку мы друзья в жизни, и я к нему очень уважительно отношусь, то нам играть ничего и не надо было. Другое дело, что я категорически не разделяю убеждений своего персонажа и в принципе презираю насилие. Просто должен честно рассказать о той системе координат, которая существует в обществе. В фильме нет ни секунды неправды. Я же снимал у себя дома, в Новомичуринске Рязанской области, где родился и вырос. Люди так живут. Я вот после Каннского кинофестиваля поеду к матери картошку сажать. Обидно слышать слова о том, что я хочу Россию очернить. Я не о том говорю, что у нас все плохо, а про то, что не так. Менталитет в России не меняется тысячу лет. Это история феодальной раздробленности. Кланы существуют испокон веков. Но я уверен, что семья важнее гражданского долга.

- То, что Денис Шведов - ваш друг, существенное обстоятельство? Вам нужна своя команда?

- Конечно. Я медийных артистов просто боюсь. Я - большой трус.

- Я сегодня это заметила на сцене.

- В каком смысле?

- Вы так волновались, представляя картину, что это почувствовал, наверное, каждый зритель.

- Очень волновался. Это не моя среда. Я же от сохи. Вот видите, какой костюмчик на мне? Он, конечно, мой, но все-таки чужой.

- Вы же не в смокинге, а в обычной одежде...

- Тем не менее, чувствую себя дискомфортно. Не то, что бы плохо, но не в своей тарелке. Я из другого мира, где все конкретно, лицо в лицо, без лишних наворотов. А здесь непрекращающийся политес. Все время переживаю: «Я чего-то не так сказал? Не так сделал?» Но по этой причине, мне в профессии проще. Умру, с места не сойду, пока не добьюсь своего, не сделаю, как надо. А как я скажу об этом, допустим Сергею Маковецкому или Евгению Миронову, при всем уважении к их таланту. Есть личности системообразующие в кинематографическом и театральном мире. Им уже не скажешь: «Иди сюда, сделай так». Буду искать подход к таким артистам, но по возможности приглашать тех, которые мне подчиняется. На площадке не должно быть демократии. Необходимо четкое понимание того, что режиссер там самый главный.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах