МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Уж восемь близится, а зрителя все нет?

«Начало спектаклей на час позже отвадит от театров пол-Москвы!»

...Новая жаркая дискуссия захватила театральное сообщество, будто других проблем нет: глава культурного департамента столицы Сергей Капков в рекомендательной форме предложил вверенным ему театрам начинать представления в восемь (вместо традиционных семи). Аргументация простая: мол, тысячи людей не успевают после работы. Однако на аргумент г-на Капкова пошли не менее веские контраргументы руководителей театров. Чья же правда победит?

Фото: Михаил Ковалев

Москва — очень сложный по инфраструктуре город, большинство театров находится в пределах Садового кольца, и большинство зрителей приезжает туда с периферии — из Бирюлева, Жулебина, Химок etc. И если еще пять лет назад народ кое-как парковался в центре на машинах, сейчас это становится делать очень проблематично. Значит, своим ходом. Значит, возвращаться на метро по морозу в полпервого ночи... «А оно мне надо?» — подумает зритель. Первым делом позвонили директору Театра оперетты Владимиру Тартаковскому (вот там как раз припарковаться невозможно):

— Мне это предложение кажется странным. Наоборот, людям удобнее начало в семь часов: по этим пробкам домой все равно никто не успеет доехать-переодеться и зритель приедет раньше, не зная, чем себя занять все это время. А закончится спектакль (а у нас они длинные) в 12, в начале первого ночи...

— То есть это отсекает всех, кто далеко живет?

— Это отсекает практически всю Москву. А во-вторых, технический момент: мы в субботу играем дневной детский спектакль. И если в пятницу закончить поздно, декорации к утреннему поставить не успеем. Рабочие сцены просто не успеют на метро после разбора прежних декораций. То есть как разовый эксперимент на отдельные спектакли — это возможно, но вводить в систему это нельзя. Вон я был во МХТ на «Трехгрошовой опере» — она идет 3 часа 40 минут!

— Тем более в театрах, чего скрывать, существуют 10—15-минутные задержки. Ну так они будут и восемь вечера...

— Естественно, все же в пробках стоят! Так что эта инициатива поставит театры в сложные условия. Мы же относительно недавно играли по субботам и воскресеньям даже в 6 вечера. Почему? Люди боялись возвращаться поздно домой.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:

— Начинать спектакли поздно — вполне в практике европейских театров. На гастролях мы не раз играли и в 20, и в 22 часа. 8 лет назад мы пробовали ставить спектакли поискового, экспериментального формата на 21 час. Но эксперимент вызвал много отрицательных отзывов. Ведь большинство людей все-таки заканчивают работать в 5—6 часов и сразу едут в театр. К тому же большинство наших постановок идут по 3—4 часа, после этого ведь людям надо домой добраться, а средний путь для многих занимает час и даже больше времени — на метро или на машине. Хотя у нас есть и короткие спектакли — часовые, их можно было бы начинать позже. Идеальный вариант, по-моему, каждый театр мог бы выстраивать индивидуальный график.

Марк Захаров, худрук театра «Ленком»:

— Мне хочется поддерживать Сергея Капкова во всех его начинаниях, но я бы сдвинул время максимум на полчаса, то есть на 19.30, как когда-то было в Москве. Всем поздно возвращаться, а актерам рано на репетицию на следующий день. Если спектакли начинать в разное время, то это запутает зрителей. Я придерживаюсь консервативного мнения.

Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы»:

— Я потрясен, что каждый новый шаг Департамента культуры воспринимается как культурная революция!.. Хотя ничего нового в смещении времени на самом деле нет. Действительно, весь мир играет и в 20, и в 21 вечера. Пару лет назад мы целый сезон начинали спектакли в 20 часов. А Евгений Гришковец больше 10 лет все свои премьеры у нас начинает в 21.30. Кого привозят на машине — так им удобно в любое время, а кто торопится на метро, а потом на пересадку на автобус — неудобно совсем. Прежде чем что-то решать, нужно провести исследования — в Институте искусствознания для таких целей есть целый отдел статистики. Все привыкли приходить в 19.00, даже если заранее объявлено, что начало спектакля в 18.00 или 19.30. Нужно провести огромную работу, прежде чем вводить изменения повсеместно. Да, такой уж наш страшный закостенелый репертуарный театр, но это то, чем мы до сих пор можем гордиться.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах