Москва — очень сложный по инфраструктуре город, большинство театров находится в пределах Садового кольца, и большинство зрителей приезжает туда с периферии — из Бирюлева, Жулебина, Химок etc. И если еще пять лет назад народ кое-как парковался в центре на машинах, сейчас это становится делать очень проблематично. Значит, своим ходом. Значит, возвращаться на метро по морозу в полпервого ночи... «А оно мне надо?» — подумает зритель. Первым делом позвонили директору Театра оперетты Владимиру Тартаковскому (вот там как раз припарковаться невозможно):
— Мне это предложение кажется странным. Наоборот, людям удобнее начало в семь часов: по этим пробкам домой все равно никто не успеет доехать-переодеться и зритель приедет раньше, не зная, чем себя занять все это время. А закончится спектакль (а у нас они длинные) в 12, в начале первого ночи...
— То есть это отсекает всех, кто далеко живет?
— Это отсекает практически всю Москву. А во-вторых, технический момент: мы в субботу играем дневной детский спектакль. И если в пятницу закончить поздно, декорации к утреннему поставить не успеем. Рабочие сцены просто не успеют на метро после разбора прежних декораций. То есть как разовый эксперимент на отдельные спектакли — это возможно, но вводить в систему это нельзя. Вон я был во МХТ на «Трехгрошовой опере» — она идет 3 часа 40 минут!
— Тем более в театрах, чего скрывать, существуют 10—15-минутные задержки. Ну так они будут и восемь вечера...
— Естественно, все же в пробках стоят! Так что эта инициатива поставит театры в сложные условия. Мы же относительно недавно играли по субботам и воскресеньям даже в 6 вечера. Почему? Люди боялись возвращаться поздно домой.
Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:
— Начинать спектакли поздно — вполне в практике европейских театров. На гастролях мы не раз играли и в 20, и в 22 часа. 8 лет назад мы пробовали ставить спектакли поискового, экспериментального формата на 21 час. Но эксперимент вызвал много отрицательных отзывов. Ведь большинство людей все-таки заканчивают работать в 5—6 часов и сразу едут в театр. К тому же большинство наших постановок идут по 3—4 часа, после этого ведь людям надо домой добраться, а средний путь для многих занимает час и даже больше времени — на метро или на машине. Хотя у нас есть и короткие спектакли — часовые, их можно было бы начинать позже. Идеальный вариант, по-моему, каждый театр мог бы выстраивать индивидуальный график.
Марк Захаров, худрук театра «Ленком»:
— Мне хочется поддерживать Сергея Капкова во всех его начинаниях, но я бы сдвинул время максимум на полчаса, то есть на 19.30, как когда-то было в Москве. Всем поздно возвращаться, а актерам рано на репетицию на следующий день. Если спектакли начинать в разное время, то это запутает зрителей. Я придерживаюсь консервативного мнения.
Иосиф Райхельгауз, худрук театра «Школа современной пьесы»:
— Я потрясен, что каждый новый шаг Департамента культуры воспринимается как культурная революция!.. Хотя ничего нового в смещении времени на самом деле нет. Действительно, весь мир играет и в 20, и в 21 вечера. Пару лет назад мы целый сезон начинали спектакли в 20 часов. А Евгений Гришковец больше 10 лет все свои премьеры у нас начинает в 21.30. Кого привозят на машине — так им удобно в любое время, а кто торопится на метро, а потом на пересадку на автобус — неудобно совсем. Прежде чем что-то решать, нужно провести исследования — в Институте искусствознания для таких целей есть целый отдел статистики. Все привыкли приходить в 19.00, даже если заранее объявлено, что начало спектакля в 18.00 или 19.30. Нужно провести огромную работу, прежде чем вводить изменения повсеместно. Да, такой уж наш страшный закостенелый репертуарный театр, но это то, чем мы до сих пор можем гордиться.