Десять лет назад, когда 15-серийная «Бригада» Алексея Сидорова вышла в эфир, многомиллионная аудитория телезрителей припадала к экранам, как это было во времена «Семнадцати мгновений весны». Поначалу фильм сильно ругали за романтизацию преступного мира, а потом полюбили героев, чья дружба завязалась со школьных лет и переросла под влиянием обстоятельств в сплоченность криминальной группировки. Пока Николай Бурляев рассказывал нам о влиянии своего православного кинофорума «Золотой витязь» на целые города, где, по его словам, снижалась преступность по окончании этого фестиваля (такова сила высокодуховного кино), авторов «Бригады» упрекали в популяризации насилия и тлетворном влиянии на молодежь, якобы последовавшей по стопам преступных персонажей сериала. Как же быть в таком случае с классикой жанра — «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы и «Однажды в Америке» Серджо Леоне? На лавры последнего «Бригада» как раз и замахнулась, ее появление сопровождал слоган: «Однажды в России». «Бригаду» отметили премиями «ТЭФИ» и «Золотым орлом», ее признали кинематографисты. Алексей Сидоров и его соавторы сценария Александр Велединский и Игорь Порублев проявили себя крепкими профессионалами. А уж по поводу морали у каждого свое суждение.
Крестный отец новоиспеченной «Бригады» Александр Иншаков сделал нечто вроде «Бригады» в «Однажды в Америке». Но первые кадры «Наследника» связаны не с США, а подобно одной из последних серий бондианы разворачиваются в Черногории. 2002 год. Роскошные пейзажи. По трассе мчится автомобиль. За рулем — некто в легкой дымке, похожий на Сергея Безрукова. Почти как он сам в картине «Высоцкий. Спасибо, что живой» напоминает главного героя. Получилось некое компьютерное существо, лишенное дыхания и кожи. Сергей Безруков категорически отказался от участия в продолжении «Бригады», хотя сулили серьезные гонорары. Так что можно считать, что ему, таким образом, жестоко «отомстили» за уклонение: не хочешь сам, сделаем собственными силами, мало не покажется. В финале так и остается открытым вопрос: жив ли Саша Белый, точно ли его убили? Может, он инсценировал собственную смерть, как сделал это предполагаемый прототип Белого — Сильвестр, реальный представитель орехово-медведковской группировки. Вроде бы еще десять лет назад Белого взорвали в машине, и нам это зримо представили в «Наследнике», а жену с детьми (один еще не рожден) на катере вывезли в надежное место. В общем, Белый жил, Белый жив, Белый будет жить, как дедушка Ленин. И дело его есть кому продолжить. 18-летний сын Иван ответит за отца.
Александр Иншаков на сей раз предстал во всех лицах: продюсера, одного из авторов сценария, исполнителя, хоть и не главной, но ключевой роли, и постановщика трюков. Такое ощущение, что ради него все и затевалось, чтобы он мог показать свои бицепсы, всю стать и ловкость. Иншаков действительно в отменной форме, а его герой, словно былинный богатырь, способен побороть любую рать, раскидать бандитов, даже если их легион.
Из старого состава кроме Иншакова, пожалуй, осталась только Екатерина Гусева, жена Белого и мать двоих его детей. В какие-то моменты она напоминает Валентину Теличкину — мать Белого по «Бригаде». Семья, оставшись без кормильца, вынуждена спасаться в США. Время идет, и Иван решил узнать, кем же был его отец. Тем более известно, что тот владел участком земли на неведомой его молодому американскому сыну Рублевке, стадионом и прочей недвижимостью.
Необыкновенные приключения американцев в России — Ивана и его друзей — начинаются на Рублевке, куда эти наивные люди отправляются прямо из аэропорта. Они ищут русскую девушку, дочь крупного начальника ФСБ, успевшую покорить в нью-йоркском баре сердце неопытного Ивана. Сыграл его Иван Макаревич, сын Андрея Макаревича. Почему именно его пригласили на роль, сказать сложно. Младшему Макаревичу не хватило харизмы и темперамента, это не его материал. Слишком вялым и анемичным получился главный герой. Фила, сына американского сенатора, но с русскими корнями, сыграл еще один звездный сын — Кирилл Нагиев. Его отец, Дмитрий Нагиев, как и Андрей Макаревич, болел за сына в зрительном зале. Кирилл, надо сказать, порадовал побольше, актером он оказался способным. Имя Фил перекочевало из первой «Бригады», где тоже имелся персонаж с таким именем, а сыграл его Владимир Вдовиченков. Теперь уже надо об этом напоминать, потому как выросло целое поколение зрителей, понятия не имеющих, что это был за фильм. А ведь еще совсем недавно Валентина Теличкина не могла зайти в магазин незамеченной. К ней тут же кто-то подходил и спрашивал: «Вы мать Саши Белого?».
В московской тусовке, воспроизведенной в «Наследнике», выделяется депутат Алексей Митрофанов в роли самого себя, а среди бандитов — колоритный персонаж по кличке Швед — отличная работа Валерия Золотухина. Мирный на вид человек, попивающий чай из армудов, со вкусом проживающий жизнь, он стал апофеозом зла и героем на все времена. А вот майор Барвихинского РОВД в комичном исполнении Михаила Дорожкина, находящийся при исполнении в модном спортивном прикиде, — знак времени, которое наверняка канет в Лету. Когда же на экране появляется напоминание о жилом комплексе «Новые Вешки», зал просто разражается аплодисментами, но эту примету времени читает только привилегированная часть столичной публики. Такое ощущение, что как минимум половина премьерного зала обитает в этом прекрасном месте. Остальная Россия даже не поняла бы, что стало предметом такой радости.
Абсолютным воплощением зла оказался не Швед — у того, как человека старой закалки, есть хоть какие-то слабости и понятия о чести. Бессо — вот исчадие ада. Юрий Чурсин, исполнивший роль, тут просто классик, но ему пришлось гнать однолинейный образ мерзавца без страха и упрека. Никаких нюансов. В общем, «Бригада. Наследник» лишний раз подтвердила, как важно вовремя остановиться и дать легенде остаться легендой.
Сразу после показа мы поговорили с Александром Иншаковым. Он явно волновался и словно ждал удара, да и журналисты надоели ему с однообразными вопросами. Я спросила:
— Приступая к проекту, не думали о приглашении Алексея Сидорова?
— Нет. Он не мог.
— Или ему было неинтересно?
— Он был занят, работал.
— Почему не удалось задействовать героев первой «Бригады»?
— Вы первый-то фильм видели? Их же убили.
— В кино возможно все. Да и разговоры шли о том, что вы приглашали старый звездный состав, да все отказались от участия в продолжении.
— Мы оживлять никого не хотели. Не наш вариант.
— А чего хотели? Что стало двигателем?
— Вы посмотрели фильм? У вас есть ощущение? Аналогичное, наверное, и у меня. Лучше поспрашивайте у людей, выходящих из зала, понравился ли им фильм. Мне, как и остальным зрителям, хотелось продолжения, интересно же узнать, что стало с главными героями спустя годы, что стало с их делом. Так и появился этот фильм.
В общем, автор идеи оказался немногословен.