Сонное провинциальное Ступино в минувшую среду было взбудоражено известием — в городе состоится спектакль. Еще за несколько часов до мероприятия Дворец культуры на проспекте Победы был окружен народом. Как театральными ценителями, так и просто любопытствующими. Многие зрители понятия не имеют, кто такой Рудольф Нуреев — а именно ему был посвящен спектакль, — но рады, что в городе что-то меняется к лучшему.
Спектакль «Рудольф Нуреев. Прыжок в свободу» в Ступине — это подарок жителям города от Министерства культуры Московской области, администрации Ступина и Центра культурных инициатив Московской области, которые увлечены идеей сделать доступными для жителей малых городов России шедевры музыкального и театрального искусства.
Интерес к удивительной истории татарского мальчика, не получившего образования, но ставшего всемирно известным танцором, по сей день не утихает. Нежелание подчиняться нормам советского режима, внутренняя раскованность и бесконечная тяга к свободе заставили молодого перспективного артиста Кировского театра 16 июня 1961 года не вернуться домой с гастролей в Париже. Как писал сам танцор: «Я чувствовал настоятельную потребность разбить окружающую меня скорлупу, искать, пробовать, исследовать…». Именно судьбоносный «прыжок в свободу» в аэропорту через заграждения и стал билетом Рудольфа Нуреева в новую жизнь, открывающую перед ним возможности творить, любить, жить. Он посвятил балетному искусству всю свою жизнь, став абсолютным символом как советского, так и западного балета.
Спектакль, поставленный режиссером Ольгой Обуховской, основан на автобиографии Рудольфа Нуреева, написанной после бегства за рубеж в 1961 году. В описании своего жизненного пути Нуреев охватывает период до эмиграции. Посвящен спектакль 75-летнему юбилею выдающегося танцовщика.
— Отличительная особенность постановки — особый драматизм выступлений. В этом спектакле зрители увидят разного Нуреева — одинокого мальчика из эвакуированной семьи, дерзкого студента хореографического училища и уверенного в себе мастера. В спектакле задействовано минимальное количество декораций, и это аскетическое оформление не случайно, — рассказал министр культуры Московской области Антон Губанков. — Подмосковному Ступину выпала честь принимать неординарную команду артистов… Мы очень рады, что лучшие из лучших выбирают наши сценические площадки для своих выступлений.
«Прыжок в свободу» был выпущен в феврале 2007 года и уже был показан во многих городах России, собрав за эти годы несколько десятков аншлагов. Его посмотрело более 15 000 зрителей во всем мире. Это удивительный синтез театрального и балетного искусства, созданный на основе авторского текста Нуреева. Роль гениального танцовщика исполнил молодой обаятельный актер театра из Санкт-Петербурга Сергей Янковский. Чтобы воссоздать неповторимую атмосферу жизни балетного танцовщика, достоверно передать образ молодого, полного сил и энергии Нуреева, Сергей ходил в балетный класс и брал уроки классического танца, перенимая манеру поведения, привычки и замашки солистов балета. Апогеем этих уроков стала сцена классического урока, которая создана так, что даже знающие люди уверены, что перед ними балетный танцовщик. За эту работу исполнитель был удостоен специальной премии «За исполнение роли Рудольфа Нуреева» на одном из крупнейших фестивалей России — «Амурская осень» в Благовещенске.
В шесть лет маленького Рудольфа Нуреева мама привела на балет «Лебединое озеро», где его чуть не раздавила толпа, он увидел волшебную игру танца, и этот мир потерял для него всякую реальность. «И я с тех пор, не имея ни единой возможности целых одиннадцать лет как-то себе это доказать, знал — буду, буду знаменитым танцовщиком!» — кричит в зал почти до исступления Янковский—Нуреев. Янковский, проговаривая монолог, очень точно передает его через пластику и движения.
— Самым сложным было найти и уловить сочетание татарской буйности Нуреева и его лиричности, даже ранимости. Вот эта диалектика, противоположные качества были одинаково сильны в этом человеке. Поэтому его так сильно и зашкаливало. Он никогда не жил в равновесии. Рудольф родился в поезде, жил возле железнодорожной станции и так до конца своих дней остался великим путешественником. Поэтому я делаю акцент на теме дороги. Останься он в СССР, скорее всего он бы не стал звездой. Ему просто не дали бы. Хотя ему многое прощалось. А на Западе он был так же безумно популярен, как легендарная четверка «Битлз». Его принимали и Елизавета II, и Жаклин Кеннеди.
Также в спектакле участвовали знаменитые и любимые публикой артисты страны, звезды сцены Москвы и Санкт-Петербурга. Их талант был оценен по достоинству зрителями и награжден горячими аплодисментами.
Публика долго не отпускала артистов, аплодируя им стоя. Конечно, не как Рудольфу Нурееву — танцор попал в Книгу рекордов Гиннесса: английская публика восемьдесят девять раз вызывала его на бис! Этот рекорд не побит и на сегодняшний день. Но аплодировала жарко и от души, надеясь, что это не последний приезд артистов в Ступино.