Красные выпуклые щеки, округлившиеся в беззвучном вопле рты и дреды торчком — если так выглядел Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города», он, наверное, стал бы самым страшным героем детской литературы. Однако отечественным зодчим в начале лихих 90-х и не такое сходило с рук. Площадка в Кемерове из страшилок-дровосеков для Татьяны Ахметгаливой одно из самых ярких негативных детских воспоминаний, на нее она «любовалась» из окна своего дома каждый божий день. А когда Таня выросла и уже собиралась было ехать поступать в «Муху» в Петербург, решила заснять на видео. Тогда она еще не знала, что это видео будет выставляться во многих известных галереях России, но чувствовала, что сделать уродливые вещи для детей — значит уродовать собственное будущее. Сейчас в видеоинсталляции «Счастливое детство» Татьяна сделала целую серию «Игрушки», которую и презентовала в галерее «Триумф». На разных видео оживают самые разные игрушки: самодельные бумажные куклы сами собой одеваются в бумажные одежки, и пластиковые рыбки плавают в пене ванны, гремят погремушки...
— Все эти игрушки из моего детства или детства моего сына, которому сейчас десять лет. Я решила проанализировать образы, которые мы видели каждый день в детстве. Казалось бы, эти игрушки сделаны для детей, но их делали взрослые, они отражают взрослый мир, нашу реальность. Таким образом, мы переносим нашу реальность в будущее своих детей. И, вырастая, видим те же пустышки-погремушки, только теперь они смотрят на нас с экрана телевизора, который постоянно о чем-то пустозвонит, — рассказывает Татьяна.
— На одном из видео мы видим человека, одетого в костюм ростовой куклы-пингвина, которая то спит на лавке, то забирается на вышку, то бродит где-то по городу... От чего она бежит?
— Это видео о рабочем рабстве, в котором многие из нас живут, хотя на самом деле мечтают быть свободными. Через слегка шизофреническую историю побега этой куклы я показываю реализацию желания свободы.
О свободе, внутренней и внешней, рассуждает и Роман Мокров — его проект «Судьба человека» занял нижний этаж галереи «Триумф». На нескольких видео один и тот же пейзаж — электрички, платформы, задумчивые, усталые лица людей, один из них сам автор проекта. В пути он мечтает, размышляет, слушает музыку, смотрит в окно, за которым видит миражи с танцующими на станции девушками, названия галерей вместо названий станций, надписи на стенах вроде «бог иллюзия?» или «бог умер...». На одном из видео Мокров и сам превращается в странную иллюзию: он вместе с друзьями вопреки всему едет по железнодорожным путям... на санках. Доказывая тем самым, что даже самая странная затея может иметь смысл, если не сдаваться.