Идея создания бронзового Деточкина принадлежит депутату Госдумы Александру Хинштейну, который на пару с главой местной администрации Дмитрием Азаровым задумал проект «Культурная Самара», — цель его понятна: сделать чудесный приволжский городок еще более культурно значимым и туристически привлекательным; причем все инициативы обсуждаются прямо с жителями на профильном сайте...
Бронзовая композиция из «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова (кстати, он выразил желание лично присутствовать на открытии) — уже второй памятник в череде многих (первым была «Дама с ракеткой» к 100-летию самарского тенниса). И устанавливаются они именно здесь, в Самаре, не просто так, от фонаря. С подробностями — Александр Хинштейн:
— Идея в следующем: во-первых, сам Эльдар Александрович родился в Самаре, и 18 ноября ему исполнится 85 лет. Вот и решили поставить первую в России скульптурную композицию героям рязановских фильмов, тем более что они давно живут самостоятельной жизнью, став именами нарицательными...
— И сразу пал выбор на Деточкина?
— Нет, довольно долго обсуждали, с чего начать; хотели поставить памятник бюрократу Огурцову (Ильинскому) перед зданием горадминистрации, или возникала идея «Вокзала для двоих»... но остановились на Деточкине.
«Виной» тому — та самая история о благородном жулике, угоняющем машины с целью продажи и перевода денег в детдома, оказавшаяся... правдой. Ведь известно, что сюжет, легший в основу сценария «Берегись автомобиля», подсказал Юрий Никулин, который и должен был сниматься в главной роли. Но из-за гастролей не смог. Так вот, эту легенду о шофере-робингуде (по фильму — страховом агенте) Никулин услыхал в Самаре в 60-е годы: речь шла об отсидевшем срок водителе местной автобазы, занимавшемся тем же самым, что и герой картины...
Кольцо замкнулось: Деточкин вернулся на родину. А Эльдару Рязанову к юбилею вручают звание почетного гражданина Самары (причем место установки памятника — у ж/д вокзала — Рязанов выбирал лично, теперь Деточкина будут видеть все проезжающие).
Хинштейн:
— Деточкин — это олицетворение борьбы с коррупцией, которого сегодня нам так не хватает. Причем я сам привлек деньги на создание памятника — ни копейки бюджетных средств туда не пошло.
Высота Деточкина — 2,20, вес — 470 кг. Это работа скульптора Мельникова по эскизу Петра Саруханова.
— Слышал, что кроме Деточкина появятся в бронзе и другие литературные и киногерои?
— Наша задача — привлечь к Самаре федеральное внимание и вернуть ей утраченный статус крупного культурного центра (и не только Поволжья). В отливке сейчас находится памятник красноармейцу Сухову, потому что он шел к Екатерине Матвеевне в Самару. На следующий год запланировали Швейка (ведь Гашек, которому, кстати, исполнится 130 лет, жил и работал в Самаре, — здесь же родился замысел его знаменитого романа). Потом поставим композицию Стеньки Разина с княжной (события, о которых поется в песне «Из-за острова на стрежень», имели место близ Самары). Ну и как без Буратино — ведь его создатель Алексей Толстой прожил здесь все детские годы (и опять же у Толстого — юбилей). Повторяю: на всё это — ни копейки из бюджета.
— А скульпторы — местные?
— Деточкина ваял местный скульптор, а для последующих работ мы начали сотрудничество с суриковским институтом, студенты которого (в рамках диплома) вносят свои интересные предложения. Руководит процессом Александр Рукавишников.