Победителями и призерами фестиваля со своими дебютами когда-то становились Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Никита Михалков, Александр Сокуров.
Нынешний фестиваль включил в себя программу из 51 короткометражки студентов ВГИК, международный конкурс, в котором участвуют более 150 фильмов из 27 стран и международный театральный конкурс. Второй год подряд фестиваль проходит в два этапа. Первый этап — отборочный конкурс короткометражных работ студентов ВГИК. Впервые в истории фестиваля студенты имели возможность отдать голос за лучшие на их взгляд работы. Второй этап пройдет в течении пяти дней (19-24 ноября) на площадках ВГИК, Центрального дома журналиста и ГУМа, в кинотеатрах «Художественный», «Ролан» и других. Чтобы не отставать от моды, впервые будут и ночные показы — в кинотеатре «Рабочая станция». По словам генерального директора фестиваля Федора Попова, показы бесплатные и, по воспоминаниям участников прошлых лет, зрители из-за недостатка мест в зале готовы лечь на пол перед экраном. Вот такая магия кино, как она есть. Пресс-конференция, посвященная скорому фестивалю в какой-то момент чуть не перешла в митинг — столько накопилось больных вопросов.
— Я помню эмоции, которые ты испытываешь, когда находишься в зале и смотришь свое кино, которое тебе кажется гениальным, — вспоминает Александр Котт, режиссер и с недавних пор руководитель мастерской режиссуры братьев Котт во ВГИК. — Ты впервые сидишь рядом со зрителями и смотришь не на экран, а на них. И эти взгляды до сих пор во мне, и они меня вдохновляют. Это невероятные эмоции, когда зрители смотрят твое кино. Главное, не потерять чувство счастья от того, что твое кино смотрят, чувство, которое вдохновляет будущих режиссеров на работу. Ради этого фестиваль и задумывался.
— Это не просто конкурс, — поддерживает мысль продюсер и режиссер Федор Попов. — Это живое обсуждение. Студенты не только представляют свои картины, но и учатся принимать удары критики и находить критерии оценки творческих работ.
А с критериями оценки творческих вузов Министерством образования и науки категорически не согласен ректор ВГИК Владимир Малышев. Напомним, что в «черный список» неэффективных вузов, кроме престижных РГГУ и ГУУ, попали исключительные в своем роде МАРХИ и Литературный институт им. Горького.
— Перестали смотреть в суть обучения и особенно творчества. В системе Минкульта всего около шестидесяти вузов, семнадцать из них признаны неэффективными. Это те вузы, которые готовят для регионов библиотекарей, директоров домов культуры, — культурную прослойку в регионах. Из Москвы никто не поедет в Магадан, разве что сумасшедший и за большие деньги! — возмущается ректор.
— Пять показателей — оценки вуза чисто математические, — продолжает Владимир Малышев. — Например, сколько абитуриентов поступило в вуз с высшим суммарным баллом ЕГЭ. Во ВГИК порог 41/100 баллов. Мы не потеряем талантливого абитуриента с 41 баллом, если приедет кто-то из бывших союзных республик с 98 баллами по русскому языку. Что это за показатель для творческих вузов? Не учтены никакие особенности. В голове не умещается, кто можно публиковать такие списки. Давайте вообще похороним наше образование! Да, недостатки есть. Но подумайте, как их исправить мозгами, а не арифметикой! Наши руководители больно обидчивые. Если что, то в «черный список». Что делать? Молчать нельзя. До каких пор это будет продолжаться? Например, президент дает руководство повысить зарплату педагогам. Ректоров просят дать план повышения зарплаты за счет внебюджетных средств и оптимизации штатного расписания, то есть за счет сокращений. Что это значит? Котт пришел, значит Абдрашитову пора?! Почему мы перестали себя уважать и ценить? Это добром не кончится. Мы не Болотная, но они дождутся! Деятели искусства скажут свое слово. Извините за горячность, но это вот здесь уже! — Ректор рукой провел рукой по горлу.
— Сейчас нет системы финансирования государством кино, — подхватывает тему Борис Токарев, заслуженный артист РСФСР, член жюри фестиваля. — Дебют в СССР полностью финансировался государством. В 79-м году мне посчастливилось первым принять участие в этой программе. Я как раз закончил режиссерскую мастерскую Герасимова. Ежегодно выделялось 16 миллионов советских рублей. Страна получила 30 — 40 дебютов в год. Каждый выпускник ВГИК обязательно снимал дебют, это было частью обучения.
Вопреки тенденции съемок на смартфон и мгновенный импорт результата творческих потуг в Сеть, необходимость студийной записи осталась. Из девяти студенческих фильмов-дебютов, которые подглядели журналисты до официальных показов, не было ни одного снятого на «мыльницу» и «с рук», без выверенной звукорежиссуры, что говорит о сохранении традиционной эстетики экранного искусства.