— По крайней мере с 90-ми годами — один в один, — хрипит Алексей Кортнев, который должен был играть бухгалтера Прохорова в очередь с Леонидовым, — увы, я выпал из репетиционного процесса в связи с травмой связки... Вернусь в работу в конце декабря — начале января.
— Это история о страстях человеческих, — добавляет замещающий Кортнева Станислав Беляев, — а они во все времена одинаковы. Поэтому играть очень легко. Причем рассчитан мюзикл на любого зрителя.
— Что до приглашения в зал политиков наших, — грустно улыбается Кортнев, — то они в реальной жизни создают такие коллизии, что никакой спектакль передать не сможет... И я не надеюсь, что «Растратчики» исправят положение дел в стране в лучшую сторону. Пусть просто люди придут с семьями и отдохнут. Прошу наверх!
…«Эй, касатик, давай погадаю! — зритель едва поднялся из гардероба в фойе, как его увлекает в сторонку назойливая всамделишная цыганка с черными как смоль волосами. — Куда же ты, касатик, черт тебя дери? Неужто и водочки не отведаешь?». Тут уж без обмана: прямо из воздуха появляется подносик с мерзавчиками и тарталетками, и под пение ряженых под гитару: «К нам приехал, к нам приехал чудный зритель да-ра-гой!» — лафитнички выпиваются приглашенными на премьеру один за другим... Далее, наклюкавшись, меломан попадает в цепкие лапы гаеров-щипачей с модными платками на шее, которые КАК БЫ легким движением руки вынимают из ваших необъятных карманов картонные кошелечки с натуральными нэпманскими «золотыми рублями»: «Ты ничего не забыл, сердешный? Ой ли?».
На кошельке, понятно, надпись — «Растратчики», и, возгордившись необычным амплуа, вы идете прямо в стилизованный буфет 20-х годов: чаек, баранки-бублики... Даешь трешку за баранку — пожалуйте два рубля сдачи. Без обману и недоливу. Хотя и с толикой фирменного хамства. Вдруг тебя кто-то окликает, кто-то, стоящий у дальней стойки: «Маладой человек... да, вы... подойди, — голос неспешный, вальяжный. — Поговорим по душам?». Сказать, что на даме, подавшей голос, много надето, было бы большим преувеличением, впрочем, глаз обнаруживает между длинными ногами и шеей какую-то атрибуцию красного цвета, напоминающую корсет: «М-м-муррр, ты мне завяжешь узелок, не так ли?» — дама одним движением губ вгоняет присутствующих мужчин в дикое стеснение...
Итак, зритель, подготовленный таким образом к восприятию высокого, наконец вступает в зал. Занавес: на декорации — розовый дом, в доме — балкон, на балконе — сисястые тетки зазывают клиентуру... «Вы не беспокойтесь, — говорит Михаил Швыдкой, — у нас не все время бордель, у нас много смен декораций!». Ну тут и начинается... «Мы не то что пытались развеселить зрителя забавным водевилем о двух недотепах-растратчиках, наша сверхзадача — показать историю взросления одного и прозрения другого, — комментирует Максим Леонидов. — Этакая история погони за призрачным счастьем, и обретение счастья подлинного». По музыкальному материалу — забавно, зажигательно, вполне себе «в духе», добиться бы только предельной отточенности в массовых сценах, в тех же «куплетах бандитов», когда одесситы в кепчонках наезжают на лиговских...
— Чем мне еще «Растратчики» близки, — говорит актер Станислав Беляев, — это очень русская история, причем очень актерская — тут множество ярких характеров, палитра широчайшая, и проблемы-то все наши, русские. Вот мой герой, бухгалтер Прохоров, — молодой, ищущий себя мужчина, проходящий сквозь деньги, соблазны, искушения...
Впрочем, устроители не уточняют, есть ли какой-то намек на Прохорова настоящего, однако его бы в зале видели с удовольствием.
Бандиты, кассиры, курьеры, проститутки, извозчики и молодящиеся дамы плюс живой оркестр с Ксенией Жарко за пультом — все это прекрасная живая декорация к заявленной Театром мюзикла Швыдкого ставке на русский музыкальный спектакль в стране, «лишенной традиции мюзикла». «Растратчики» лишь доказывают, что на «нашем материале» ставить можно и нужно, поле непаханое, и открытий — вокальных, сценографических etc. — тут вагон; вон в той же «Оперетте» выпускают «Графа Орлова», теперь ждем, кто замахнется на «Войну и мир»!