— Надежда Ивановна, Дом книги на Новом Арбате — это уже история Москвы и страны. Посмотреть любой старый фильм — мы увидим знаменитое здание, на котором даже вывеска осталась прежней. Как он открывался?
— Это было новое здание, построенное под большой магазин, но первоначально не книжный. Потом правительством Москвы было принято постановление открыть там самый большой книжный магазин в стране — в Союзе он действительно стал самым большим, в Европе входил в тройку самых больших. И в 1967 году, 25 сентября, Промыслов перерезал ленточку. В сводках новостей прошла информация, что открыт самый большой, самый значимый книжный... Все было самое-самое. В магазине до сих пор работают несколько человек, которые остались еще с тех времен. Они продолжают работать самозабвенно, любя книгу, давая любые консультации, потому что они помнят все. Мои знакомые говорят: с этими продавцами так интересно говорить! Они не втюхивают товар, а предлагают познакомиться с той или иной книгой.
— Они воспитаны на другом типе торговли.
— Да! Всегда считалось, что книга — это национальный продукт, а книжный магазин — предприятие культуры. Сегодня мы находимся в рыночных отношениях, но магазин остается не только коммерческим предприятием, но и социально значимым, культурным центром. Важно, чтобы люди и власть понимали эту вторую функцию. Выживать сложно, книжные магазины исчезают с катастрофической скоростью, и мы стараемся сохранить то, что было.
— Что еще интересного мы знаем об истории магазина?
— Я пришла поработать в этот магазин в 74-м году как студентка полиграфического института на практику. Конечно, был книжный дефицит. Иметь знакомого продавца в магазине было очень престижно. Магазин делился по отделам, и у продавцов каждого отдела были свои группы элитных покупателей. Вся интеллигенция была там, и иметь не сто рублей, а сто друзей было очень важно: там толпились и студенты из Щукинского училища с Арбата, и артисты, и режиссеры из близлежащих театров. Книжные продавцы легко могли попасть в любой театр Москвы!
Потом к Олимпиаде 1980 года магазин впервые «переобули»: закупили новое стильное финское оборудование, и магазин преобразился. В перестройку ввели самообслуживание, покупатели смогли сами выбирать книги. Хлынул поток, в отрасли пошел всплеск. Литература с оценками советского времени была нарасхват, печатали все, не глядя на качество: полиграфия и редактура страдали. Но зато появилось все. Новые люди пришли в новые издательства и стали выпускать то, что просил народ. Поэтому крупные издательства и празднуют сейчас юбилеи: кто 20, кто 25 лет. Но и книжная торговля начала рушиться тогда же.
— Раньше магазин входил в систему Москниги.
— Да. Все крупные магазины были в системе Москниги. Приказ о роспуске Москниги был подписан в начале 90-х, и магазины отправились в самостоятельное плавание, из которого мало кто выплыл. Возможности быстрых денег были огромны, многие перепрофилировались как книжные. К концу 90-х в Москве осталось около 30 магазинов. Их объединил под бренд Московского Дома книги Анатолий Лысенко. Он тогда пришел в комитет по печати при правительстве Москвы, он великолепно знал Москнигу, и его первой задачей было сохранить государственные магазины. С того времени я пришла как руководитель МДК. В те времена власти уделяли книжной торговле много внимания. Все значимые мероприятия всегда обслуживались выездными мероприятиями книжных магазинов.
— Интересно, а формат встречи с писателями был в советское время?
— Конечно, был! Под них был отведен специальный конференц-зал на втором этаже, где проходили эти встречи, и рядом была тоже стоечка для кафе. Когда надо было выживать, этот зал мы заняли под торговлю. Но сейчас стало понятно, что специальное пространство для встреч надо вернуть, и на том же месте мы открыли постоянное место для презентаций и кафе. Все события происходят там.
Сейчас сеть продолжает оставаться государственным унитарным предприятием. Мы включены в общий график приватизации, в следующем году это, наверное, произойдет. Сложно пока сказать, к чему это приведет. Но очень хотелось бы, чтобы сеть осталась как книжная. Сегодня это современное предприятие, нам удавалось сохранить отношение властей к торговле как к предприятию культуры и благодаря этому выжить.
— На фоне общей беды — падения интереса к чтению — как меняется количество покупателей?
— Книжная торговля с 2008 года вместе со страной переживает экономический кризис и вместе с миром — кризис интереса к чтению. Первыми стали падать продажи специальной литературы — пиратство в Интернете сильно подкосило отрасль. Общее снижение продаж тоже налицо. Но я не думаю, что печатная и электронная книга будут конкурировать с уклоном в электронную. И то, и другое будет существовать. В каком соотношении — покажет время. Например, США, одна из самых технологически развитых стран, предполагают, что от всего объема книг электронная книга займет только 5%. Поэтому падение продаж зависит не от этого, а от общего экономического состояния страны. Сегодня в России снижение покупателей — примерно 8% в год. По сравнению с 2008 годом мы потеряли 25% покупателей. Люди сегодня боятся тратить деньги — непонятно, что будет завтра. Постоянные покупатели сохранили величину среднего чека, но отток идет из тех, кто стоит социально ниже и вынужден экономить. Часто можно увидеть, как человек набрал книг, а у кассы часть отбирает и выкладывает: денег в кошельке не хватает. Так что порыв русского человека накупить книг на все деньги остается, отношение к книге сохранилось: купить и это, и это, и это. Кроме того, появляется очень много хороших изданий, и сегодня вернулось понятие «книга в подарок». Наша задача — сохранить то, что есть.
— Что для этого нужно?
— Факторов много. Необходимо государственное понимание того, что чтение и книга должны стоять в приоритетных задачах страны, с этим связано развитие человека и личности. Уже есть исследования, которые говорят о том, что, если ребенок не читает, он интеллектуально и творчески не развивается. Специалисты говорят, что разные участки головного мозга задействованы, когда информация считывается с компьютера или с книги. В Интернете головной мозг направлен на поиск и меньше информации усваивает, чем при чтении.
В США происходит ежегодная конференция по проблемам чтения, где задействована вся система образования, учреждения культуры в виде библиотек и издательств и которая собирает по 25 000 человек. В свое время президент США даже выступил с докладом «Нация в опасности», где речь шла о чтении.
Конечно, нужен государственный взгляд на поддержку чтения. Экономически это может быть выражено по-разному: льготная аренда либо налоговые послабления для частных собственников помещений — для того чтобы была возможность открывать новые книжные магазины. НДС у нас выше, чем в Европе, — 10%. Например, в Англии НДС на книги вообще нулевой. Мое мнение: НДС на книгу может быть сокращен. Объем книжной продукции в экономике страны столь незначительный, что потерь никто не заметит, а продажи вырастут. Это позволит не умирать книжным магазинам и книге как таковой.