— Женя, у тебя шестой сезон. Ты окончательно почувствовал себя руководителем?
— Я почувствовал себя руководителем в первый же день. Надо было принимать решения. И посоветоваться не с кем. И спросить не с кого — все сам. Эти годы для меня такие плотные, таких никогда не было. Шекспир отдыхает — по страстям, которые я испытал сам и все вокруг. Ведь театр наш построен с нуля, я имею в виду его новую концепцию. И еще стройка — тоже новая ипостась для меня. Вот здесь я понял, что если что-то делать в нашей стране, то надо набраться столько терпения, наглости и запастись огромным отбойным молотком, чтобы пробивать стену.
А самая большая радость для меня... Я всегда вспоминаю Табакова, когда он говорил, что самая большая его радость, когда он видит успехи своих учеников. В нашем театре — это не мои ученики, но для меня они все очень дороги, мои воспитанники. Я вижу, как расправляются плечи, разглаживаются складочки, как начинают ходить по сцене, как появляется ощущение уверенности...
— Первая премьера, которым Театр наций открывает сезон, — оперетта Дунаевского «Женихи». Ты считаешь, что сейчас самое время для оперетки?
— У нас режиссерский театр, и Никита Гриншпун (режиссер популярного спектакля «Шведская спичка». — М.Р.) принес мне самую первую оперетту Дунаевского, прочитал мне ее, и я, честно говоря, сначала не очень поверил. Но я вижу, как восемь месяцев этот парень упрямо и подробно репетирует. Через несколько дней посмотрим премьеру.
— В новом сезоне заявлено шесть премьер — одна другой лучше. И в нескольких из них заняты звезды московских театров — Алла Юганова из «Ленкома», Чулпан Хаматова и Марина Неелова из «Современника», Михаил Янушкевич... Тебя обвинят в том, что ты переманиваешь к себе артистов.
— Уже были такие разговоры, но к нашему театру отношение не очень ревнивое (а может, мне так кажется). Может быть, артисты у меня добирают то, что не получают у себя, но при этом оставаясь верными своим театрам. Как говорится, можно налево сходить, но брак от этого станет только крепче.
Этот сезон у нас — сезон молодых режиссеров и молодых артистов. Мы наконец открываем малую сцену — будем на ней играть «Электру» Еврипида (в главной роли Юлия Пересильд — М.Р.).
— Но ни в одной из заявленных постановок нет артиста Миронова. Почему?
— Я какое-то время, когда мы начинали, был «паровозом», а теперь — сами артисты и режиссеры воспринимаются самостоятельно. К нам приходят артисты, потому что очень верят нам — здесь все рождается в любви. Но, кроме того, так звезды сошлись, что Робер Лепаж, этот потрясающий режиссер, предложил мне сыграть в его спектакле.
— Вот-вот, об этом я и хотела спросить — что ты будешь репетировать?
— После долгих переговоров мы наконец ударили по рукам. Это будет моноспектакль. Работа в три этапа: в ноябре начинаю репетировать у него в Квебеке, на последнем этапе переезжаем в Москву — и премьера состоится в декабре 2013 года в Театре наций.
— А название? Какая вещь?
— Сейчас не скажу, несколько раз меняли название, боюсь сглазить. Вообще хочу сказать, не знаю, как бы мы могли работать, выпускать по стольку спектаклей, если бы не помощь фондов, которые поверили в нас.
— Жень, не могу не спросить вот о чем — этот год для тебя был непростым. Многие коллеги, творческая интеллигенция ополчились на тебя за то, что ты выступил доверенным лицом Владимира Путина на выборах...
— Я понял, что как только ты начинаешь заниматься каким-то важным и большим делом, делаешь что-то не для себя, то сталкиваешься с разным, очень полярным отношением к себе. И для меня это было открытием. И как только эта волна осуждений улеглась, я понял, что бессмысленно что-то кому-то доказывать. И я доказывать ничего не собираюсь. В этом году мне исполнится 46 лет. Я занимаюсь своим любимым делом. Делом очень непростым. И я буду им заниматься. И все. А если кто-то считает, что можно что-то построить важное не для себя, не контактируя с государством и властью, тот, очевидно, в своей жизни ничего особого не сделает.
P.S. Театр наций объявляет этот сезон сезоном молодой режиссуры. Первая премьера — «Женихи», затем «Триумф любви» в постановке болгарского режиссера Галина Стоева. Затем «Стеклянный зверинец» — режиссер Туфан Имамутдинов, затем «Электра» — режиссер Тимофей Кулябин и «Укрощение строптивой» — реж. Роман Феодори.