«Господи, что творится сейчас в театре! — изумляется скандально уволенный бывший худрук Сергей Яшин (он сейчас не в Москве). — Вот и полилась актерская кровь. Актеров жалко! И стариков, и молодых — всех к себе в кабинет вызывает директор и вынуждает писать заявление об уходе!».
Чтобы узнать о деталях процедуры, мы связались с режиссером театра Анатолием Бейраком:
— Это правда, что вчера 14 артистам «Гоголя» предложили уволиться и сегодня вызывают еще пятерых?
— Разумеется, правда. Документально все зафиксировано. Мы вчера еле отпоили наших замечательных пожилых артистов. Заслуженному артисту Вячеславу Гилинову, шутка ли — 50 лет отдавшему театру, стало плохо с сердцем после разговора с Малобродским. Он в различной форме предлагает уволиться. Чтобы Серебренников въехал в пустые стены.
— Малобродский угрожал кому-то?
— Нет, психологическое давление идет в крайне интеллигентной форме, но тем оно и хуже. «Лучше вам уволиться, и бороться смысла нет, давайте полюбовно». Что именно он говорил каждому, люди записали, и все эти заявления лежат в профсоюзном комитете, можно ознакомиться. Но все артисты отказались подписать: мы будем идти до конца. На что Малобродский сказал — «это ваше право».
— Как вообще труппа настроена?
— Вчера было срочно созвано собрание с приглашением всех актеров, и на нем мы решили, что будем бороться как можем. Мы поняли, что Капков нас обманул, говоря о том, что репертуарный театр останется и мы на время ремонта (с 1 октября) будем играть на каких-то площадках...
— Но ведь говорилось о сохранении на базе «Гоголя» репертуарного театра.
— Конечно, это запротоколировано: никто театр не закрывает, никто не уволен и никто не будет уволен. Капков нам это на собрании сказал! И что? Полная ложь. Репертуар дальше не верстается (это за 2 месяца происходит по правилам), с 1 октября театр распускается. Было сказано Малобродским — никакой репертуар не верстать, 30 сентября — последний спектакль.
— Так что у вас будет завтра?
— К четырем часам приедет пресса, и может возникнуть стихийный митинг артистов... Придут все! Потому что все находятся в очень тяжелом психологическом положении.
— А всех ли трогают? Есть же ведущая актриса Светлана Брагарник...
— Светлана Брагарник была вчера с нами, настроена решительно и никакого разговора с новым руководством у нее, думаю, не состоится. Директор пытается уволить молодых артистов, только что взятых после Щукинского училища. Короче, всех подряд: «Вы ж, ребята, понимаете обстоятельства, что я вам буду объяснять». Труппа — под 80 человек, плюс еще 80 — обслуживающий персонал. Они будут следующим этапом. Кстати, и насчет ремонта ничего не понятно — ни одного документа не видели! Просто директор сидит в кабинете — и ничего не происходит. Но по закону он уволить нас не может, мы защищены договорами.
— Сформулируйте ваши требования по пунктам?
— Первое: приостановка двух указов о назначении Малобродского и Серебренникова. Не надо их обоих. Второе: объявление конкурса на замещение вакантных должностей директора и худрука, как это обычно делается. Причем с учетом мнения труппы! А главное — продолжение работы театра, который был остановлен на полном ходу!