— Да, десять лет мы занимаемся «Московской премьерой», — вспоминает Евгений Владимирович. — Когда возникла идея, было понятно, что с точки зрения ее продвижения именно «Московский комсомолец» может сделать ее осязаемой, яркой и интересной. Это так и произошло, благодаря прежде всего публикации в «МК» купона для обмена на билеты фестиваля и подробной его афиши. «Московская премьера» стала событием в Москве, у нее появились постоянные зрители.
Моя задача была привлечь к этой идее руководство города. Мы с главным редактором журнала «Кинопроцесс» Славой Шмыровым были тогда приняты Людмилой Ивановной Швецовой (в 2002-м она была первым заместителем мэра Москвы. — Авт.), она идею поддержала. И с каждым годом наш фестиваль становился все любимее и значимее.
Идея же возникла в то время, когда наше кино почти никто не видел и не знал — в кинотеатрах шли только зарубежные фильмы. Что меня радовало, приходили обменивать купоны «МК» на билеты фестиваля как люди старшего поколения, так и молодежь. И после просмотров фильмов как раз молодые хотели общаться с создателями картин — они открывали для себя российское кино. В этом большая заслуга «Московской премьеры».
— Какое будущее у «Московской премьеры»? Возможно ли с помощью города увеличение площадок, где бы он шел, а со временем, когда будет построен фестивальный дворец для ММКФ, чтобы и наш фестиваль проходил там же?
— Надеюсь на это. Решение о строительстве фестивального дворца принято — и выбрана площадка в Лужниках. К сожалению, не в лучшем состоянии пока находятся те кинозалы, что принадлежат городу, — а их около 20. Но есть понимание, что их надо приводить в порядок. Причем чтобы они не только показывали кино, но и становились культурно-досуговыми центрами.
Что касается нашего фестиваля, за эти годы появилась строка в городском бюджете про «Московскую премьеру» — и это тоже непросто, поскольку фестивалей много. Он занимает свою нишу, которая нужна как москвичам, так и кинематографистам.
— А что вы думаете про квоты для российского кино в нашем прокате, про которые так много говорят в последнее время?
— Нужна целая программа по развитию нашего кинематографа, и одним из ее элементов может быть и квота. В той же Франции, к опыту которой апеллируют, это не только квотирование, но целая программа, которая помогает французскому кинематографу жить, развиваться и на своей территории даже конкурировать с Голливудом. И мы должны сейчас тем же заняться, пока у зрителя есть интерес. У меня есть и собственный пример, личный — четыре года назад я снял фильм о Савве Морозове, он шел на канале ТВЦ. Казалось бы, не самая популярная тема — о меценате, о том, что он сделал для страны, для культуры. Четыре серии показали в течение одного выходного дня. В то же время шел какой-то блокбастер на Первом канале, а потом в рейтинге они были абсолютно равными! Зрители хотят видеть глубокое, умное отечественное кино.