— Я свои фильмы никогда не пересматриваю. Разве что случайно по телевизору. Недавно вот рисую, а в соседней комнате Галя (жена Станислава Сергеевича. — О.Г.) восхищается: ой, какой я фильм смотрю! Выхожу с кистью в руках. На экране скачут лошади, падают, сумасшедшая природа, какие-то совершенно незнакомые артисты, и вдруг — Сашка Абдулов. Говорю: «Галя, это же „Дети капитана Гранта“!» Она хохочет. Минут через семь только понял, что это же я снимал. И без всякой компьютерной графики все сделано.
Внук Вася комментирует: «Мое мнение, что современному режиссеру логичнее потратить деньги на рекламу, чем по-настоящему все снимать».
Говорухин, попыхивая неизменной трубкой:
— Устами ребенка глаголет истина! Совершенно верно, сегодня по-настоящему ничего делать не хотят, лучше потратятся на рекламу.
— Когда появилась «Артистка», мне показалось, что возник новый тренд, сейчас все кинутся снимать добрые, жизненные комедии про нормальных, хороших людей. Почему этого не произошло?
— Начнем с того, что никто этого фильма тогда не видел. Он шел от силы два дня в 30 кинотеатрах Москвы, в залах сидели по 4–5 человек, и его быстренько сняли с экранов, конечно. Моя публика, которая пришла сейчас на «Московскую премьеру», в кино-то в обычное время не ходит, билеты очень дорогие. Сегодня доступа на экран нормальному, а тем более хорошему фильму, в общем, нет. И не потому, что никто прокатывать не хочет, а потому, что в кино ходят в основном дебилы, им требуются дебильные фильмы. Американцы хотя бы чувствуют, что нужно тинейджерам. А российские-то фильмы, которые пользуются успехом в прокате, еще хуже! Вот «Шпион», например, это же абсолютный бред! Или «Матч» какой-нибудь. Отношения к искусству кино никакого не имеет, да и сам уровень рассказа — для дошкольников. Ситуацию в кинотеатрах, где сидят зрители-потребители, совсем с другим вкусом и иными запросами, жующие попкорн, исправить невозможно.
— Никита Михалков предложил выбрать 100 лучших фильмов и показывать их в школах — как вы к этому относитесь?
— Ничего это не даст. Преподавать некому. Да и какой ребенок будет смотреть, скажем, фильм Барнета «Окраина»?..
— Вы недавно возглавили кинофорум в Питере, что там будете показывать?
— Я уже отказался. Кстати, вице-губернатор питерский приезжает в Москву, будет, наверное, меня опять убеждать, но я не хочу. Дима Месхиев, который меня уговорил, вышел из Комитета по культуре, что ж, я один должен отдуваться? Все вопросы будут к президенту фестиваля, а он даже в его подготовке не участвовал. Разумеется, я тут же ушел.
— Разве вам не хочется иметь свой фестиваль?
— Я его имел. Я сделал лучший фестиваль за всю историю нашего фестивального движения — «Золотой Дюк» в 1988 году, из него уже вылупились все остальные. Помню, когда мы его готовили, каждый день встречались — я, Юлий Гусман, Армен Медведев, обсуждали, все продумывали, обменивались идеями, это была серьезная, основательная работа.
— А в кино вы ходите? Новые наши фильмы смотрите? Нравится что-нибудь?
— Я смотрю все. Мой любимый наш фильм сегодня — «Кококо» Дуни Смирновой. Но плохого гораздо больше. «Высоцкий» — подлый, противный фильм. Из жизни великого поэта взяли два самых поганых дня, да еще и наврали. Да еще в главной роли, в сущности, не артист, а посмертная маска, надетая на человека.
— Вам самому никогда не хотелось сделать фильм о Высоцком?
— Хотелось когда-то, но я не нашел ход, а поступить так, как его сын Никита, я бы не мог.
— Одно время много писали, что будет продолжение лучшего отечественного сериала «Место встречи изменить нельзя».
— Это без меня. Со мной никто не советовался, ни о чем не спрашивал, откуда эти слухи — не знаю.
— Давайте про политику. После того как вы побывали начальником предвыборного штаба, что-то изменилось в вашей жизни, новая страница жизни как-то продолжилась?
— Страница как страница. Хотя получше многих других. В последний день я даже пожалел, что все закончилось в один тур. Думаю: черт, так интересно было!
— Как вы относитесь к оппозиционному движению, к митингам и протестам?
— Вижу в этом большую опасность для страны. Ну а что делать? Она все равно погибнет. Сколько криков повсюду, что Путин закручивает гайки, а на самом деле все видят, что ничего он не закручивает, а скорее наоборот. Большинство грамотного населения и даже иностранцы упрекают Путина в том, что он недостаточно решителен. На самом деле происходит откручивание всех гаек и винтиков, которые скрепляют части государственной машины. Это кончается всегда одинаково — крушением и распадом.
— Ладно, вернемся к более приятной теме — к кино. Когда ждать ваш новый фильм «Уик-энд»? Это ведь ремейк «Лифта на эшафот» Луи Малля?
— Луи Малль тут ни при чем. Он использовал сюжет известного романа Ноэля Калефа, написанного в 1956 году. И я тоже, но по-своему.
— Чем эта старая книга вас привлекла?
— А что меня привлекло в романе Агаты Кристи «Десять негритят»? Таинственная атмосфера, увлекательно читать. Захотелось сделать интересное кино. Артисты сыграли хорошие: Катя Гусева, Максим Матвеев, Виктор Сухоруков, Александр Домогаров. Фильм готов, но что с ним будет, я пока не знаю. Прокатывать его я не собираюсь, без денег на рекламу в этом нет смысла.
— И все-таки не теряете желания снимать?
— Я делаю кино для себя, для своих друзей, а моя публика, как я уже сказал, к сожалению, в кинотеатры сегодня не ходит. Но, может быть, как сказано у Пушкина, «не пропадет наш скорбный труд», когда-нибудь он пригодится.