МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Кто стал литературным миллионером?

Самого богатого писателя мира в России не читают

Американец Джеймс Паттерсон, почти неизвестный в нашей стране, в других странах зарабатывает на своих детективах миллионы. Он третий год подряд становится самым высокооплачиваемым писателем мира. В этом году его доходы составили почти 100 миллионов долларов. Карманы писателей ежегодно рассматривает на просвет журнал Forbes, составляя список самых богатых из них. Список-2012 уже составлен. В России создать такой перечень невозможно: идея «писатель должен быть бедным» уже ушла, но готовность раскрыть свои реальные доходы еще не пришла.

Слова «богатый» и «писатель» в России в одном предложении редко сочетаются. Так было два века подряд. Пушкин умер в долгах, Достоевский почти нищенствовал, Чехов... да что говорить. Другой вопрос, что действительно популярными среди масс никто из них в их время не был. А значит, и заработать было не с чего.

Составляя список самых высокооплачиваемых писателей, Forbes не поясняет, кто именно пополняет счета авторов. А пополняют их массы, люди из толпы, чье сознание работает только в унисон с себе подобными, заставляя покупать книги под давлением рекламы, отзывов в Интернете, киноверсий, сарафанного радио и таких вот списков. «Массовый» читатель (который как раз и принадлежит самому богатому писателю) не значит «глупый» или «плохой». Это значит — один из многих, такой, как все.

Кто вошел в список Forbes этого года? На первом месте снова Джеймс Паттерсон. Он автор 65 романов в жанре детектива и триллера. Первый роман вышел в 1976 году. Паттерсон около 20 лет проработал в рекламном агентстве, дослужившись до главы компании. С 1996 года ушел полностью в написание романов. Серия о детективе Алексе Кроссе сделала его суперпопулярным на родине и в других странах. В России он переводился с середины 2000-х годов, но успеха не получил до сих пор. Среди его романов — «Джек и Джил», «Фиалки синие», «Мэри, Мэри» (серия об Алексе Кроссе), «Умереть первым», «Пятый всадник», «6-я мишень» (серия «Женский убойный клуб») и др. С мая 2011-го по апрель 2012 года Паттерсон выпустил 11 книг!

Вторую строчку занимает Стивен Кинг — $39 млн. за год. Кинг известен в России так же, как и в других странах, хотя его популярность по сравнению с 90-ми годами сильно упала, и его книги продолжают покупать только самые преданные любители триллеров. На сегодняшний день его имя не входит даже в сотню самых покупаемых у нас книг.

Третья «богачка» — Джанет Иванович, работающая в жанре иронического детектива. На русском вышло всего несколько ее книг «интеллектуальными» (по 5000 экз.) тиражами. Они не получили особого распространения, поскольку у нас есть своя Иванович — по фамилии Донцова. Доходы с продаж Дарья Аркадьевна не раскрывает, а Джанет Иванович за свои детективы в серии о бодрой и сексуальной сыщице Стефани Плам заработала $33 млн.

Далее в списке — Джон Гришем («Адвокат», «Вердикт» и др.; его у нас читают и знают) и Джефф Кинни. Кто такой Джефф Кинни? Ни одна его книга не переведена на русский, ведь наши издатели понимают: в России издавать книги для детей и подростков неприбыльно, у нас дети не читают, а играют в компьютерные игры и смотрят кино. Тем временем американец Кинни («Дневник слабака» и др.) благодаря читателям прочих стран заработал за год 25 млн. долларов.

Далее: Даниэла Стил, Сьюзен Коллинз, Стефани Майер. Джоан Роулинг с «Гарри Поттером» заняла в новом списке только 11-ю строчку.

У нас писатели считаются не по деньгам, а по тиражам. Картина долгие годы подряд остается примерно прежней: самые высокие тиражи — у Дарьи Донцовой и Бориса Акунина. По логике вещей, самым богатым писателем России должен быть Борис Акунин. Ну или хотя бы Дарья Донцова. Но Борис Акунин занимается не деньгами, а интеллектуальными изысканиями и оппозицией, а Дарья Донцова — семьей и мопсами, живя в не особенно уж шикарном подмосковном коттедже. И ни тот ни другая не имеют славы денежного мешка.

В дополнение любопытно посмотреть сводные рейтинги: кого за прошедшую неделю москвичи покупали чаще всего. 1-е место — «роман идей» «Аристономия» Бориса Акунина; 2-е — роман-катастрофа «Шлюпка» Шарлотты Роган; 3-я — сборник религиозной прозы «Несвятые святые» архимандрита Тихона.

Вырисовывается картина, которая подтверждает банальную мысль, что «у России свой путь». Мы покупаем книг меньше, чем в Европе и Америке, — это раз. Среди российских покупателей книг далеко не все относятся к любителям детективов и триллеров — это два. Три — общемировая тенденция: литературное творчество понемногу переходит в литературное продюсирование, которым должен заниматься сам автор. Если его роман будет талантливым, с яркими образами и хорошим языком, но не подчинится интересам читателей, роман никто не купит, и Forbes не заинтересуется.

Мораль сей басни? Убийцы и расследования, кровь, раздробленные кости, вампиры, призраки невероятно волнуют Запад, заставляя население раскошеливаться. Но в России, кажется, есть кое-что и поинтереснее.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах