МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Разочарование мира

Джон Маклафлин: «Идеи хиппи разбились о глупость людей»

Пермь, мягко говоря, не оценила роково-этнический фестиваль «Сотворение мира», на который предыдущие годы едва не молились в Казани. Там однодневный рок-фест собирал по 200 тысяч — в Перми на глаз было тысяч 20, и то ближе к концу, когда на сцене рубились хедлайнеры Faith No More. Группа, на которую в день концерта в Москве не купишь билет ни за какие деньги, одна из лучших современных рок-команд в мире, оказалась неоцененной пермяками, которые даже бесплатно не смогли в приличном количестве прийти на площадь. Вначале организаторы были шокированы тем, что артистам придется выходить на пустую площадь, но потом просто махнули рукой: главное, что они остались честны перед самими собой и планку качества музыки, звучащей под своим логотипом, выдержали на уровне. Пятое «Сотворение мира» прозвучало громко, красиво и качественно, хотя и почти в пустоту.

Андрей Макаревич улыбался в духе «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец». Фото: Павел Сурков

По этому поводу самой расхожей и горькой шуткой за кулисами было: и этот город претендует на звание третьей культурной столицы России? Местные жители теперь оправдываются: мол, слишком много в июне у них проходило рок-фестивалей, ссылаясь на «Движение» и «Рок-лайн». В общем — зажрались. Достаточно было выйти на набережную Камы, чтобы увидеть: публики здесь хватает, но, похоже, не для эстетского «Сотворения мира», а для пивных дискотек под красными пластиковыми тентами, с полуголыми девицами «гоу-гоу» на пыльных постаментах, зазывно вихляющих бедрами под «Яблоки на снегу» в классическом исполнении Михаила Муромова. Без преувеличений, эта концентрированно-махровая российская действительность способна ввергнуть в настоящий шок не подготовленного к ней человека!

«Сотворение мира» еще не приехало в Пермь, а местное население уже пыталось его отторгнуть как нечто непонятное и потому ненужное. Вокруг площади, которая была отдана под фестивальную площадку, стоят жилые дома. Жители этих домов принялись строчить в полицию и администрацию жалобы на то, что намеченный на выходной день с 12.00 до 23.00 фестиваль может помешать и навредить им на всю жизнь. Ну, не меньше, чем Чернобыль на Украине. И настрочили около 1000 жалоб!

В газетах печатались страшные цифры мощности звука, который планируется извлекать с помощью современной техники и лучшей в мире голландской команды звуковиков. Но не печаталось, что звук этот в первую очередь должен был поражать не громкостью, а своим качеством. Что такой звук просто необходим, например, чтобы все люди на площади, независимо от своей удаленности от сцены, могли расслышать мельчайшее содрогание струн гениальной гитары Джона Маклафлина, звезды еще с 70-х, который учился играть на ситаре у Рави Шанкара. С ним играли Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Карлос Сантана, Майлс Дэйвис, Джинджер Бейкер, Чик Кориа, Ян Гарбарек, Пэт Мэтэни, Аль ДиМеола, Пако Де Люсия... На «Сотворение мира» Маклафлин приехал со своим другом, грэмминосным Закиром Хуссейном, который считается гением игры на табле (индийский ударный инструмент — небольшие барабаны, на которых играют руками) и группой Remember Shakti, которую собрал впервые за последние 10 лет специально для «Сотворения мира». Когда этот коллектив начал играть, те, кому повезло оказаться на площади, едва не проглотили языки от изумления и затаив дыхание слушали, аплодируя в любое мгновение тишины.

Накануне фестиваля Джон Маклафлин и Закир Хуссейн рассуждали о главной миротворческой и мирообъединяющей идее мероприятия:

— Я думаю, люди были рождены в гармонии, но были разделены из-за столкновений различных идеологий. Собрание музыкантов в формате «Сотворения мира» — это как раз преодоление идеологических, политических и религиозных разногласий, — говорил Закир.

— В 60-е, когда я был хиппи, мы реально верили в лозунг «Make love! No war!»; мы реально верили, что можем изменить мир, — вспоминал Джон. — Но каким-то образом это не сработало: помешала война, алчность и глупость людей. В связи с чем хотелось бы напомнить всем одну жизненную мудрость: если вы не участвуете в решении, то вы невольно участвуете в проблеме.

Помогать «делать любовь» и творить мир в этом году приехали музыканты из 12 стран — практически все они своим творчеством оправдывали легкую этническую направленность мероприятия. Польская Dikanda, например, завела публику громогласными восточноевропейскими песнопениями и едва не довела до слез печальными тягучими балладами. А вот норвежец Бьорн Берге обошелся без фолка, предоставив публике захватывающую смесь гитарного блюза и классики. Один на сцене он заменял целый оркестр.

Публика отомстила Майку Паттону молчанием. Фото: Александр Хальзов/muz24.ru

Настоящим громадным событием крошечной русской авангардной сцены стал фестивальный сет «АВИА» («Анти Вокально-Инструментальный Ансамбль») — ленинградской рок-группы 80-х, концерты которой были настоящими театральными действами в духе советского конструктивизма и театра Мейерхольда. В середине 90-х коллектив перестал работать, но в прошлом году был воссоздан. Толпа лысых девушек в пилотках, встающих в позы под громогласное «Делай раз! Делай два!» и мужчины в черных костюмах, выделывающие странные танцы, — зрелище, которое может стать событием любого музыкального фестиваля. Не случайно на вечеринке после мероприятия, когда все артисты веселились и джемили на одной сцене, больше всего признаний в любви под водку с селедкой выслушали именно лысые участники «АВИА».

Но главной гордостью фестиваля должны были стать хедлайнеры Faith No More.

— Изначально было запланировано, что хедлайнером в этом году будет Роберт Плант, который сейчас экспериментирует с этнической музыкой, — рассказывал перед началом мероприятия бессменный президент фестиваля Андрей Макаревич. — Но в последний момент все сорвалось, потому что Плант вообще отказался приезжать в Россию этим летом. FNM мы считаем очень удачной заменой. Да, они намного дороже, да, у них намного больше требований, и они летят из Белграда на частном самолете, они привыкли диктовать свои условия, но их шоу того стоит! Майк Паттон как артист — самый универсальный, самый яркий фронтмен в современной рок-музыке. Он работает в диапазоне от рока до оперных коллабораций!

Лидеру «Машины времени» оставалось только добавить, что при этом Майк Паттон и компания — самые нескромные ребята в мире, но, похоже, он еще и сам не знал об этом. Зато это увидела вся публика «Сотворения мира». По требованию группы одна из двух фестивальных сцен была затянута белой тканью, чтобы артисты оказались как бы в белой коробке. Когда на сцену вынесли цветы, стало понятно: похороны. Такое визуальное решение сопровождает все немногочисленные выступления FNM этим летом в рамках тура «Второе пришествие», в который они отправились, воссоединившись в 2009 году после 10-летнего перерыва.

Все бы ничего, да все эти перестановки и перетяжки фона отвлекали внимание публики от происходящего на соседней сцене, где выступали не самые последние музыканты. Верх наглости техники FNM проявили, начав настраивать аппаратуру аккурат во время выступления других артистов. Бьорн Берге ничего не сказал на это, а вот лидер группы «Воскресение» Алексей Романов среагировал: «Мне кажется или кто-то говорит?..» На это играющий с ним рядом Андрей Макаревич лишь улыбнулся в духе «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец» — и еще крепче врезал по струнам.

За наших музыкантов Майку Паттону отплатила публика. Первые ряды, конечно, с самого начала сета выпрыгивали из штанов, требуя выхода Паттона, а вот галерка замерла в ожидании. Такого жалкого приветствия FNM, похоже, не слышали с 1981 года, когда коллектив только-только собрался и их вообще никто не знал. Огорошив всех потрясающим исполнением «Дилайлы», группа зарядила серию своих классических хитов. Паттон бился на сцене, его голос забирался на самый верх и опускался, казалось, под землю, а народ практически безмолвствовал. Тогда лидер группы решил пообщаться с толпой и стал спрашивать, куда бы им с ребятами отправиться отдохнуть в городе Пермь (кстати, с английского Perm переводится как «химическая завивка», что вызывает подозрение, будто эта легендарная группа приехала не гонорара ради, а просто для прикола — чтобы выступить в городе Химическая Завивка). Но публика продемонстрировала полное отсутствие знания английского языка. Тогда Паттон полез на рожон, говоря: «You wanna fuck us? Do you wanna fuck us? Fuck you!» Но и это народ в большинстве своем не понял. Разочарование мелькнуло в глазах артиста: шалость не удалась. Лишь под конец Паттон кое-как сумел растормошить толпу.

Не удивительно, что после такого приема у них не осталось никаких сил на то, чтобы хулиганить на сцене в Москве. Впрочем, появившиеся на московском концерте как черт из табакерки неарестованные осколки Pussy Riot сделали все за них...

На следующий день музыканты разъезжались, гадая: что же будет с «Сотворением мира» дальше? Неужели он так и останется в Перми, жителям которой он оказался не нужен?

— Когда мы задумывали фестиваль, планировалось, что он будет путешествовать из города в город. Но не все города были нам рады: начали мы в Казани, да так там и осели, — разъясняет вопрос Андрей Макаревич. — В этом году Казань готовится к Универсиаде, в связи с чем в городе много строительства. Только два месяца назад стало понятно, что проводить там фестиваль невозможно. Пермь нас спасла. Где мы будем в следующем году, пока неизвестно. Может быть, фестиваль станет частью программы Универсиады, а может быть, мы снова поедем в другой город. Уже было предложение из Красноярска, например.


Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах