Из старого совета исчезли Олег Басилашвили, Галина Волчек, Александр Калягин. Зато появились: Федор Бондарчук, Эдуард Бояков, Виктор Ерофеев, Александр Сокуров, архимандрит Тихон, Евгений Миронов, а также те, кто, по меткому выражению Иосифа Кобзона, «отмучились в Комитете по культуре при Госдуме: Григорий Ивлиев, Владимир Мединский...»
Впрочем, в зале заседаний Минкульта список членов нового Общественного совета из 62 человек материализовался менее чем наполовину. Еще бы: все заняты. Как люди, приглашенные Минкультом, будучи известными, популярными, медийными, станут успевать на заседания? Это вопрос будущего, а пока министр культуры обсуждает регламент работы и представляет председателя — Дениса Мацуева.
— Я два дня назад об этом узнал, — рассказал «МК» знаменитый пианист. — Совмещать с концертной деятельностью мне будет сложно — 200 концертов в сезон, — но два раза в год я буду здесь. Я всегда занимался общественной работой, я член Совета по культуре при президенте. Хотя здесь этому больше надо будет уделять внимания, но я не мог сказать «нет» по разным причинам. Если говорить о музыкальном цехе, то про состояние музыкальных школ нужно трубить «SOS»! Как говорил Лихачев, культурой должны быть пропитаны все — от уборщицы до президента. Я рад новой динамике нашего молодого министра, а члены совета, эти знаменитые люди, смогут принимать участие в новых разработках, законах и т.д.
— Ожидаете ли от нынешнего состава революционных решений?
— Слово «революция» мне не нравится. Есть люди темпераментные, эмоциональные, которые точно могут донести до общественности то, что нужно решить мгновенно, а не растягивать на годы. У многих сидит в подкорке: советы, профсоюзы — это когда часами сидят без результата. Но здесь есть люди, способные быстро принимать решения.
Цель этого расширенного Совета, по Мединскому: «Дать возможность специалистам, которые создают культуру в России, принимать максимально активное участие в разработке новых правил, по которым все будут работать». Иными словами — «инструмент принятия правильных решений».
Членам Общественного совета Мединский предлагает сформировать рабочие группы по разным направлениям культуры: концертно-зрелищные мероприятия, современное искусство, авторское право в Интернете (предложенное Алексеем Венедиктовым), взаимодействие со СМИ и этика в СМИ (инициатива Ольги Свибловой), библиотеки, музеи, художественное образование...
Представитель «Архнадзора» Константин Михайлов напомнил, что, по одним данным, уничтожается по 250 культурных памятников в год, по другим — один памятник исчезает ежедневно. Альберт Лиханов получил возможность лоббировать интересы культуры для детей на общественном уровне и, будучи прекрасным детским писателем, возможно, сделает много полезного в этом направлении: «Сегодня 5 млн. детей находятся в группе риска: дети-сироты, дети в местах заключения, дети в лечебных учреждениях, там 90% детей неграмотны».
Эдгард Запашный (в строгом пиджаке, но без галстука, зато с косичкой):
— Я смогу быть председателем рабочей группы по цирковому искусству, — рассказал артист цирка «МК». — Сегодня цирк во многом игнорируется. Но ни одно крупное мероприятие сегодня не обходится без артистов цирка: «Евровидение», Олимпийские игры... А Россия обладает самой крупной цирковой компанией в мире — Росгосцирк. Вместе с цирком Никулина и цирком на Вернадского мы должны бы быть впереди планеты всей. Но нет, по-прежнему последним главой государства, который посетил цирковое представление, остается Брежнев. А в стране, пока глава государства не обратит внимание, лед не тронется.
— Эдгард, будете ли вы выставлять свою кандидатуру на пост директора Росгосцирка?
— Нет. Я в комиссии по выбору гендиректора, но они перенесены на неопределенный срок. Чтобы справиться со всеми проблемами, мне пришлось бы приостановить свою творческую деятельность. Это должна быть отдельная кабинетная работа, куда должен прийти хороший менеджер.
Отдельная история — это печально знаменитый, но все никак не прописанный новый Закон о культуре. Проекту уже несколько лет, им продолжает заниматься Григорий Ивлиев, но теперь неясно, будет ли новый закон редактурой старого или сочинят новый.
Иосиф Кобзон: «Главная задача в культуре — финансирование. Она стоит на последнем месте в бюджете, в этой сфере самые низкие зарплаты. Означает ли создание множества общественных советов, что страна повернулась к культуре лицом? Если это так, я счастлив».
Но самым духовно-эмоциональным стало выступление актера Николая Бурляева — о том, что культура — это умение слушать Создателя, и что она не дает человеку последовать за злом в огненную печь. Артист рассказал, что видел в своей жизни много чиновников и министров. «Станет ли Владимир Мединский той свечой, которая зажжет деятельность в культурном пространстве?» — задал он риторический вопрос.
Ему никто не ответил.