Надо сказать, что еще в апреле г-жа Гагарина обращалась к премьер-министру с пожеланием пересмотра налогового бремени. Надеемся, что сейчас дело дошло до конкретных решений: Владимир Мединский пообещал в кратчайшие сроки разработать все поправки в Налоговый кодекс и вынести пакет изменений на правительство чуть ли не в июле.
Руководители музеев — как московских, так и федеральных — восприняли инициативу министра, разумеется, на ура. Директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова (в настоящее время находится в Швейцарии) так просто воскликнула: «Даже не могу себе представить, что мы окажемся вне этого разумного решения!». С ее точки зрения, обнулить ставку надо было уже давно:
— Налог на прибыль для музеев — это абсурд! — говорит она «МК». — Ведь что получается? С одной стороны, мы все время кричим, что государство недофинансирует культуру — и это правда проблема. А с другой стороны, мы возвращаем деньги обратно в казну!
— И налог на прибыль — не единственная проблема?
— Конечно, нет. Таких серьезных вопросов несколько. То же самое оформление таможенной декларации у нас стоит подчас в три раза дороже, чем сама акция или транспортировка. Ну не бред ли? Европейские музеи перемещаются внутри Евросоюза, но, даже пересекая ту же границу со Швейцарией (не входит в ЕС), никто не платит таких диких денег за оформление! А ведь культурный обмен, культурная экспансия есть главная — подчеркиваю — позитивная имиджевая составляющая нашей страны. И тем не менее такие законы...
— Но поправки в закон если и будут внесены, то на федеральном уровне. А ваш музей — столичного подчинения. Дойдет до вас, как думаете?
— Тут дело вот в чем. Обратная ситуация невозможна: то есть московские музеи сами не могут инициировать отмену налога без наличия федерального закона. А вот если федеральный будет, то автоматически и городские, и областные, и региональные музеи естественным порядком под этот закон подпадут. Так что это решение нового министра всячески приветствую, это правильный шаг — дурацкие вещи надо отменять! Желаю, чтобы это случилось поскорее. И этот шаг всем запомнится как позитивный.
Г-жа Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина, о новом почине Владимира Мединского узнала от корреспондента «МК»:
— Ну что ж, мы будем очень рады. Замечательная инициатива, очень нужная музеям. Это существенные деньги, которые должны будут остаться в учреждениях культуры.
— Не могу не спросить, как продвигается масштабная реконструкция... Дело сдвинулось с мертвой точки?
— Оно постоянно двигается. Например, уже начали реконструкцию одного из зданий. К сожалению, тут очень много неконструктивного вмешательства, много неправильного в плане обсуждения проекта. Не могу в одной фразе это сказать, но к этому разговору еще вернемся.