Портал в информационный арт
Справка "МК"
<p><strong>Социально-художественный эксперимент «Искусство момента» </strong>— седьмой в копилке «МК» по счету, но, возможно, главный по значению и масштабности.</p> <p><strong>Идея:</strong> осмыслить информационное общество с помощью неожиданного материала — газет. Результат полуторанедельных стараний художников — больше десятка инсталляций.</p> <p><strong>Цель:</strong> столкнуть неподготовленного зрителя с актуальным искусством, дать людям возможность почувствовать себя соавторами и проверить реакцию публики на сей эксперимент.</p> <p><strong>Место действия: </strong>спорткомплекс «Лужники».</p> <p><strong>Кураторы: </strong>арт-журналист Мария Москвичева, художник и куратор Марина Звягинцева.</p> <p><strong>Арт-команда «МК»:</strong> Марина Звягинцева, Сергей Катран, Андрей Митенев, Сергей Чернов, Ольга, Олег и Максим Татаринцевы, Жанна Рыбак и Маша Ив, Татьяна и Сергей Костриковы, Мария Калмыкова, Максим Проценко, Василиса Земскова, Анна Чигарова, Тихон Пенкин.</p>Гигантская газета в форме буквы «Л» — предполагалось, что через такой арт-объект, созданный 19-летним стрит-артистом Тихоном Пенкиным, будут попадать гости на территорию акции «МК». Увы, объект пострадал от ночного урагана и переехал на газон. Новый вход на территорию искусства родился за секунды — его художники выложили из стопок газет.
— О, газеты! — подходит к нашему импровизированному входу пенсионер с палочкой. — А что это за дерево из газет, да еще и с лестницами?! — указывает он на арт-объект Сергея Чернова.
— Это лестница в небо! — откликается школьница и уже лезет вверх по «Информационному древу». Она, в общем-то, права: преобразовав стволы дерева и пару лестниц в причудливую скульптуру, художник задается глубокомысленным вопросом: куда приведет человечество истерия безудержного обмена новостями? В прошлом люди месяцами ждали телеграмм и получали за всю жизнь меньше информации, чем современный человек за неделю.
О том же арт-объект супругов Сергея и Татьяны Костриковых «NEWSКЛАДКА». В гнезде, выложенном из стопок газет, зреют гигантские яйца — символ нового поколения, взращиваемого в системе гигантского потока информации.
— А угадайте, как художники придали яйцеобразную форму своим творениям? Кто угадает, тому приз, — заводит публику корреспондент «МК» Ян Смирницкий.
— Может, шарики надули внутри этой, м-м-м... формы? — неожиданно догадывается сообразительная девочка и получает обещанный приз. Детям, которым, собственно, и посвящен арт-объект Костриковых, «NEWSКЛАДКА» очень нравилась, так что они по полчаса не отходят от гнезда, гладят яйца, будто ожидая, что сейчас оттуда вылупится кто-то необыкновенный!..
Из опросника "МК":"Современное искусство — это мировоззрение нового поколения" (студент).
Как газету научить летать?
Еще сильнее приковывает к себе внимание школьников технологический объект художника-изобретателя Сергея Катрана «Малый информационный реактор» («МИР-1»). Технология сего объекта проста и уникальна: в большой клетке, наполненной кусочками газет, подвешен воздуходув, который обычно используется для сдувания опавшей листвы. Он-то и заставляет парить и вращаться газетные вырезки внутри клетки, аки летает информация в перегруженных новостями головах современных читателей и пользователей Интернета. Вины читателей в том нет — человеческий мозг способен воспринять лишь 30% нового, а остальное быстро забывается или откладывается в далеких уголках памяти.
Завидев шумящую инсталляцию, дети тут же придумывают, как сделать ее интерактивной.
— А давайте туда еще новостей накидаем! — сказал кто-то, и компания подростков начинает удобрять «МИР-1» дополнительной информацией.
Ребятам так понравилось изобретение, что многие в опроснике «МК» в графе «любимый современный художник» написали — «Сергей Катран». Так и приходит популярность!
Из опросника «МК»: «Современное искусство — это когда что-то оригинальное и красивое создают из мусора» (пенсионерка).
Гадание на заголовках
— Крутим колесо — достаем предсказание! — привлекает народ к арт-объекту Анны Чигаровой наш помощник Данила Жиляев. Вокруг «Колеса фортуны» уже целая толпа — здесь и стар и млад, и все хотят узнать свою судьбу! Предсказания тоже газетного толка — это вырезки со страниц «МК».
— О, «Кошелек»! А я как раз премию жду! — радуется женщина, вытащив название постоянной рубрики «МК» из колеса, сделанного, конечно, тоже из газет и украшенного разноцветными ленточками. Эти атрибуты не случайны — так художница Чигарова напоминает о традиции гаданий в Древней Руси.
— «Держи ноги выше уровня сердца»! — вытаскивает девушка и заливается звонким смехом.
— «Отличительные черты — мудрость и ненавязчивость»! — выпадает пожилой даме, которой сие предсказание очень подходит.
— А это прямо про меня — «свадебное платье» и «урожайное лето»! — заявляет небритый юноша. — Я фотограф на свадьбах, а лето — у нас самый сезон!
Рядом с популярной лотереей не меньший аншлаг: вокруг художниц Жанны Рыбак и Маши Ив скопилась целая команда детей и инвалидов-колясочников. Они увлечены мастер-классом, который проводят девушки. Маша учит делать затейливых птичек из газет. Результат коллективного труда тут же оказывается на ближайшем дереве, образуя новую неожиданную инсталляцию. Под руководством Жанны рождаются более внушительные скульптуры — в виде забавных фигурок из газет, в руках которых опять же газеты. Читающие человечки усаживаются все под тем же деревом.
Напротив живой, постоянно пополняющейся новыми работами галереи парусит двухметровое полотно Василисы Земсковой — на склеенном из газет холсте красуются орлы, написанные чернилами. Под парусом информации работает художник Максим Проценко — превращает бутылки разного размера в печатных арт-матрешек. Так что уже сложно разобрать, кто в «Искусстве момента» новоявленный художник, а кто профессионал.
Из опросника «МК»: «Современное искусство — это новый подход к старым темам» (работник госучреждения). «Паблик-арт — искусство для людей» (студент).
Планета, которая сдулась
— Как это художники забрались вовнутрь шара? — допытываются дети. Их интересует самый масштабный объект арт-акции — планета из газет, — рядом с которым красуется название «Упакованный в информацию» Ольга и Олег Татаринцевы«. Дети почему-то всерьез решают, что художники-минималисты Татаринцевы спрятались внутри шара, обклеенного газетами. На самом деле художники ходят рядом, проверяют, хорошо ли их произведение привязано к ограждению, боятся, что планета воспарит в небо.
«Бум!» — слышится глухой взрыв. И 2,5-метровый шар превращается в скукожившееся нечто... Виновники взрыва космического масштаба — дети: они то ли так полюбили «Упакованную в информацию» планету, что решили ее обнять, то ли хотели нащупать художников внутри. Наклеенные на шар газеты сработали как амортизатор, так что дети ничего не почувствовали, но расстроились, что авторов внутри не оказалось. А планета... взорвалась!
— Вот вам и доказательство — нельзя сковывать ни актуальное искусство, ни СМИ! — тут же обосновывает символизм информационного взрыва один из гостей.
Художников, впрочем, как и зрителей, преобразование планеты не смущает: желающих сфотографироваться на смятом шаре оказывается целая толпа. Тема упакованности в информацию — ключевая на нашей арт-акции — на том не заканчивается.
— А сейчас смертельный номер — превращение человека в живую скульптуру! — вещаю я в мегафон с концептуальной надписью «Командирское орало».
Инициатором и моделью импровизированного перформанса становится сын Татаринцевых, студент Строгановского училища, начинающий дизайнер Максим. Перед входом на территорию арта появляется стул, на него усаживается Максим — и начинается акт мгновенного искусства. Подруга Макса, тоже студентка Строгановки, за минуты упаковывает приятеля в газеты с помощью бумажного скотча.
— Жарко, однако, не просто быть произведением! — комментирует ощущения Максим. Искусство требует жертв — эта вечная аксиома работает и в актуальном искусстве.
Народ не теряется и тут же начинает фотографироваться с живым произведением, упакованным с ног до головы в информацию. Максим, правда, не долго готов сидеть в бумажном гипсе — распаковывается он тоже за минуту.
Из опросника «МК»: «Паблик-арт — взлом привычной, обыденной картины бытия» (фотограф, 30–45 лет).
Отпечаток личности на теле искусства
— Хочу отпечататься на произведении искусства! — бодро заявляет Светлана, закручивая выпуск «МК» в сверток и утрамбовывая его в сетку вертикально стоящей железной кровати. Светлана вместе со своим другом Алексеем творят главный объект акции — «Информационное ложе».
Автор инсталляции Марина Звягинцева до этого двое суток напролет вместе с двумя помощниками оснащала кровать новостным матрасом. Для чего ей потребовались сотни газет. По задумке в итоге должен получиться необычный холст, прислонившись к которому (хотя лучше сказать — впечатавшись) каждый желающий сможет создать свой личный новостной силуэт — отпечаток в инфопространстве. Каждая публикация — по сути и есть отпечаток человека, его поступков и позиций. Героем новости может стать каждый, а вот оставить свой отпечаток на произведении искусства — привилегия избранных, самых активных участников «Искусства момента». Света и Леша стойкие ребята — за полтора часа им доделывают газетный холст-матрас. Звягинцева только наблюдает, давая ценные указания и удивляясь прыти пары.
— Очень хочется посмотреть, что получится, — говорит Леша. — Знаете, я сначала и не понял, что это кровать, думал, такой мольберт железный.
— А суперприз?
— Призы — хорошо, а искусство интереснее! Пусть все руки в краске от газет. Не жалко! Я все это делал, чтобы посмотреть на результат, — пойду впечатаюсь! — говорит Леша и исчезает за новостным полотном.
Пока он обнимает арт-объект с одной стороны, с другой появляется его выпуклый силуэт. Несколько фото, и Марина возвращает ложу исходный вид — гладкий (для этого всего-то и надо похлопать ладонями по новостному матрасу). Очередь Светы: ее силуэт больше выдается в верхней части инсталляции, что не удивительно для девушки. Восторг от артистического действа возрастает в разы, когда мы торжественно вручаем паре приз — соковыжималку.
После наших победителей на «Информационном ложе» появляются отпечатки других гостей — силуэты самых разных форм. Жаль, они недолговечны, как ежедневные новости.
Из опросника «МК»: «Современное искусство — способ изучить мир во всем его многообразии и опасности» (менеджер, 35 лет). «Паблик-арт — искусство, не ограниченное музейными стенами» (психолог, 30 лет).
Скульптура в честь точки
Порой пресса, как лупа, увеличивает шрамы на теле общества, пристально вглядывается в то, что кажется, незаметным. Иллюстрацией тому послужил другой объект Марины Звягинцевой — гигантские очки из канализационных труб и газет. С арт-очками не сфотографировался только ленивый. Но самая длинная очередь на фотосессию выстроилась все же к другому объекту — самому личному, лирическому и печальному на арт-акции, к трехметровой скульптуре Андрея Митенева «Знак препинания».
Это даже не скульптура, а памятник: гигантский человеческий профиль с выразительными глазами. Один глаз как-то отдельно висит в воздухе, словно этот портрет писал Сальвадор Дали. На профиле текст: «Мой брат умер, когда ему было полтора года. Перед смертью он сказал: «Становлюсь точкой». «Никакого вымысла — у меня действительно был брат, который умер в раннем возрасте», — говорит Андрей.
Тут стоит вспомнить, что новости — это отражение реальности, смешной, грустной или противоречивой. И за каждой историей, рассказанной на страницах СМИ, стоит реальный живой человек. Кто он — многоточие, запятая или точка, — решать только ему.
Из опросника «МК»: «Современное искусство — больше пища для ума, чем для глаз» (профессор, старше 50). «Паблик-арт — искусство показывать привычные вещи в новом свете» (домохозяйка, около 40).
■■■
Газета — обыденный предмет, с которым мы сталкиваемся каждый день, и в то же время это символ сиюминутной информации, которую постоянно впитывает наше сознание. Социально-художественный эксперимент «МК» удался, ведь гости арт-площадки смогли увидеть в другом свете привычный предмет жизни, смогли сами превратить его в нечто неординарное — в современное искусство, не менее актуальное, чем ежедневная газета.
P.S. По итогам опроса «МК», 85% гостей территории искусства оценили площадку на высшую оценку по пятибалльной шкале, а 90% опрошенных отметили, что собираются после акции посетить Музей современного искусства.