Эти величественные залы, увешанные большими реалистическими картинами, и небольшие кабинеты, заполненные студенческими рисунками, помнят Серова и Поленова, Саврасова и Нестерова, Шишкина и Васнецова. Они учились в этом здании, возведенном архитектором Баженовым, в Московской академии живописи, ваяния и зодчества. В советское время дом на Мясницкой не потерял своей художественно-образовательной функции. Здесь располагался ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН. А с 1987 года историческое название вернулось, а несколько лет назад Академии живописи, ваяния и зодчества было присвоено имя ее ректора и основателя — Ильи Глазунова.
В академии особый день. Десятки вчерашних школьников пришли узнать, что их ждет в этом художественном вузе. Нынешние студенты, а их несколько сотен, подготовились к приему новых друзей. В кабинетах бережно выложили свои лучшие работы и с готовностью рассказывают о своем житье-бытье в академии. Студенты тут и впрямь не учатся — живут. Учебный день начинается в 9 утра, а заканчивается в 7–8 вечера. Но этому расписанию студенты, как оказывается, только рады.
— Здесь созданы все условия, — рассказывает «МК» студентка 1-го курса факультета реставрации Татьяна. — Выдают все необходимые материалы, то есть мы реставрируем настоящие иконы, пусть и не очень ценные. Курсы небольшие, человек 10. Так что с каждым преподаватели могут работать индивидуально. А еще общежитие рядом, за углом, в соседнем здании.
Экзамены Татьяна вспоминает с содроганием. Мало пройти собеседование, где она показывала свои лучшие работы, но еще нужно было пройти испытание по рисунку живописи и композиции — 3 дня по 6 часов. Волновали ее не столько напряженные дни, сколько серьезный конкурс — почти 10 человек на место. Она прошла. О чем не жалеет. Ведь факультет реставрации — один из лучших в стране и даже в Европе. Выпускники факультета реставрации и культурного наследия выигрывают важнейшие конкурсы и частенько попадают на работу в Министерство культуры.
Но многих абитуриентов, пришедших на День открытых дверей, больше интересует специальность скульптора.
— Здесь очень сильные преподаватели по скульптуре, даже сильнее, чем в Репинке или Строгановке, — рассказывает абитуриентка Людмила.
Она пришла вместе со своим другом, который провалился в прошлом году на экзаменах в академии, но готов испытать себя и в этом году, и в следующем. Если понадобится. Стремиться есть к чему — почти все места в академии бюджетные: на 10 бесплатных студентов приходятся один-два платника. Но многих привлекает в академии не столько профессионализм преподавательского состава (работников Третьяковской галереи, музеев Кремля, музея Востока), сколько позиция ректора Ильи Глазунова, упорно отстаивающего национальную идентичность в искусстве.
— Сегодня идет борьба за интеллектуальное выживание, за непревращение нас в рабов, — говорит Илья Глазунов в конференц-зале перед десятками потенциальных студентов. — Идет уничтожение духовности, растаптывание нашей культуры. Вот недавно открываю книгу по русской истории и вижу, что Рюрик, оказывается, был шведом — славяне, получается, навоз истории. Получается, зря отстаивали свои позиции Татищев и Ломоносов! История — это борьба религий и рас. И мы должны сражаться. Мы — последний бастион русской цивилизации. Так что вы должны быть достойны самих себя. У вас будет возможность набраться сил и умения, чтобы противостоять этому оплевыванию русской культуры.
Испытать свои силы абитуриенты смогут в июле. А пока им остается готовиться и дерзать.