Во всяком случае он единственный, кого искренне и не по принуждению величают Батькой. Батька Шевчук. Уважительно-ласкательно и трепетно-восторженно! Не братан, не брателло, не пахан, не смотрящий и не разводящий... — что там еще есть в нашем богатом смыслами, подтекстами, эвфемизмами вокабуляре? Нет, именно Батька! И в этом вся суть, абсолютная органика, как и расписные, скажем, шелка от Кавалли на Филиппе Киркорове, короле нашем ремейков и просто поп-короле. Кем лучше жить — королем или Батькой? Вопрос вкуса, мироощущения, ценностей...
Есть только еще один Батька в нашем корчащемся в изнурительном походе по «собственному пути» постсоветском мирке — Лукашенко. Но это уже из области абсолютного зла, которого у нас тоже — куда ни плюнь...
Еду я на Родину,
Пусть кричат — уродина,
А она нам нравится, хоть и не красавица,
К сволочи доверчива...
А Юлианыч — воплощение абсолютного добра. Две стороны одной медали. И надо бы к какой-нибудь дате выпустить юбилейную монетку Союзного государства — золотой, например, червонец с ликами обоих Батек на разных сторонах и задать нумизматам задачку — пусть спорят, где орел, а где решка...
Лучший, на мой взгляд, альбом в богатом творческом багаже поэта и музыканта Шевчука — стародавняя, аж 1984 года записи (в оригинальном формате подпольного магнитоальбома), «Периферия» с программным памфлетом «Я получил эту роль», которой Юлианыч не изменил за все годы своего служения искусству и обществу. Более позднюю, уже начала 90-х, песню «Родина» (процитированную выше), пронзительную и чувственную, насмешливую и философскую, скроенную из парадоксального, как и все на Руси, микса боли, отчаяния, веры и надежды, можно бы вообще считать безупречной патриотической песней, в которой всю глубину любви к родине блистательно удалось выразить одним словом «уродина». Но власть, однако, к подобному патриотизму относилась всегда с подозрением и явной недоброжелательностью. Недолюбливала тогда, в эпоху удушливого «совка», недолюбливает и сейчас, в удушливые времена узурпаторской «модернизации». Что ни эпоха, то всегда получается, блин, империя зла! Зато прелесть и значимость Шевчука и его сочинений в этих малоприглядных исторических интерьерах не теряют актуальности, ценности и судьбоносности.
Был короткий период, уже в далекие 90-е, когда власти было фиолетово до инакомыслия граждан, власть занималась своими прямыми обязанностями по управлению страной и ее развитию, хотя, возможно, и не очень удачно. Рок-музыка (которая, как мы помним, на Руси всегда больше, чем просто музыка), потеряв изначальный статус «гонимого обличителя», начала подзатухать. Но Шевчук умудрялся сочинять шедевр за шедевром, хотя раннее бунтарство и сменилось меланхоличной созерцательностью «Родины» поры «Последней осени». Счастье, что уже был Киркоров в своих шелках от Кавалли! И весь бунтарский дух с обличительным пафосом, который все-таки рвался наружу, Юрий Юлианыч обрушил на несчастного поп-короля с его фонограммами... Хорошо ли, плохо ли, но то развеселое и вольное время быстро закончилось.
Страна, позабавившись недолго «общечеловеческими ценностями», вернулась к излюбленно-испытанному тренду «закручивания гаек» с воинственным поиском «собственного пути» и врагов (внутренних и внешних), но... Как декабристы разбудили Герцена, а Герцен разбудил народовольцев, Шевчук (именно он!) невольно разбудил... Путина, а тот уж — и «рассерженных горожан». Просто, если вы думаете, что все началось 24 сентября прошлого года, в день знаменитой «рокировки» тандема на съезде «Единой России», то это — глубокое заблуждение. Все началось на приснопамятной встрече в Петербурге с деятелями культуры, когда Путин в ответ на вопрос Шевчука о разгоне митингов съязвил: «А вас, простите, как зовут?» «Я Юра, музыкант»... И ВСЁ! Маски, точнее — одна маска, не то что была сорвана, ее просто сдуло ветром в краткий миг этой исторической пикировки на глазах у всей страны. Это не у Ксюши Собчак, гости которой часами мечутся по минному полю ее вопросов, отчаянно спасая лица и репутацию... За убийственно-обличительную драматургию сей мимолетной сценки отдали бы душу драматурги, сочинявшие для реальной Сары Бернар и придуманной Джулии Ламберт!
Теперь власть снова занята дорогим ей делом, которое всегда получалось у нее лучше всего, — преследует граждан за инакомыслие, придумывая разные глупости, включая гадости вроде отмены концертов тура «Иначе» под надуманными предлогами. Шевчуку пришлось опять стать главным «рок-протестантом», и это здорово! Потому что поэт в России больше, чем поэт. А если поэт — трибун от Бога плюс талантище и человечище, то тогда он — и знамя, и сила, и оружие.
Здоровья, счастья и творческого долголетия Вам, Юрий Юлианович!