— Анна, кто официально стоит за всеми этими отказами?
— Никаких официальных запрещающих бумаг (кроме расторжения договора аренды в «Северном») у меня на руках нет. Но догадаться об этом несложно. Есть же в России понятие «телефонного права». На Заксобрании Новосибирской области выступил один из депутатов, который предложил поставить на повестку дня решение вопроса о проведении выставки «Родина» в Новосибирске. На что наш губернатор сказал — не надо ставить этот вопрос на повестку, я уже все решил. Вот и всё. И обидно, что художники, представленные на «Родине», — это реально «Сборная России по современному искусству», высокий уровень, которого люди не увидят... население-то нужно образовывать; вы ж понимаете, какая была реакция на привезенного Кулика — «извращенцы в городе», и всё в таком роде.
— Это странно, учитывая, что Новосибирск по праву являлся одной из культурных столиц...
— Вот именно. И это моя боль. Наш город всегда выделялся в лучшую сторону в Сибирском регионе. Был в свое время первый концерт Галича, вообще многие вещи, запрещаемые в 60-х в СССР... А теперь вот эти запреты...
— Какие шаги вы предпримете?
— Пока думаем, лишь сутки прошли. Или мы добиваем эту ситуацию и находим площадку в Новосибирске, или мы признаем, что ни народ, ни администрация не доросли до современного искусства, берем и увозим эту выставку в Красноярск, где нас ждут.
— То есть там губернатор не будет лезть на стену?
— Ну уж этого я не знаю, конечно. Только вчера говорили с Маратом Гельманом, для меня-то всё это трагедия, а он уже смеется — «Аня, это успех!». В том смысле, что современное искусство в таком количестве наша пресса не обсуждала никогда.
— Так есть ли в принципе возможность изыскать площадку в Новосибирске или все, лапки кверху — «с властью ссориться не хотим»?
— Можно попытаться поискать среди неангажированных властью.
— А есть они?
— У нас есть, скажем так, несколько обиженных людей.
— А не опасаетесь ли провокаций со стороны сами знаете кого — всех этих людей с хоругвями и плакатиками?
— Так уже два пикета прошло против «Родины», только что вон собирались в Первомайском сквере.... Будем находить какие-то иные формы, не отвечая на их провокации. Понимаете, никогда интеллигент не сможет убедить быдло и хамло. Открыто противостоять им нереально.
— Ну в Перми-то тоже нездоровый ажиотаж вызвала работа «Голубые города» — клизмы в баночках...
— Изначально никакого подтекста в этой работе не было. Как сказал наш замечательный искусствовед Сергей Самойленко, даже если в этой работе вы увидели какие-то намеки на церковь, вы должны понять, что есть клизмы, а есть спринцовки, которыми промывают раны, убирая гной. Так именно этим и должна заниматься церковь — вымыванием из человека всей грязи... ощущение такое, что люди специально изыскивают — к чему бы придраться.
— Надо было «Брегеты» разложить, никто бы не придрался, но все бы поняли. Желаю вам отстоять Новосибирск...
— Мы так и называем нашу миссию, как у нас на майках написано: «Защитим нашу родину!». Без кавычек.