МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мариинку-2 откроют уже через год

С Пасхальным фестивалем Гергиев мечтает доехать до Камчатки

Гергиева отличает масштаб мышления. Как было с Пасхальным фестивалем десять лет назад? Возникла идея, пошел к Лужкову, тот поддержал, и завертелось. Как было с новым залом в Омске? Маэстро звонит губернатору — «будем проездом, хотим у вас выступить», чиновник обрадовался, потом оглянулся: «А где? Где выступать?!» За 8 месяцев зал был отстроен. С тем же Пасхальным Гергиев объезжает нынче в сумасшедшем темпе все большее число регионов, в идеале замах на самые дальние — Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск... мечтающие попасть под оккупацию его энергии и таланта.

Валерий Гергиев и Вячеслав Копьев подписывают соглашение о сотрудничестве. Фото: Геннадий Черкасов

...Разговор с маэстро начался после торжественного подписания соглашения о сотрудничестве между Мариинкой и АФК «Система»: «Для нас повод для гордости — быть партнером Мариинского театра, — сказал президент благотворительного фонда „Система“ Вячеслав Копьев, — и не только театра, но и всех проектов, которыми руководит со свойственной ему сумасшедшей энергией Валерий Гергиев как в Москве, так и в регионах!»

На регионах маэстро Гергиев остановился особо. Дело в том, что сейчас в самом разгаре Пасхальный фестиваль — чуть не единственный форум, уже охватывающий 10 губерний; и кто не ездил с оркестром Мариинского театра в одном поезде недельку, где и душ, и обед, и репетиция в одном флаконе, — тому просто не представить всей этой бешеной «кухни»...

— Вот только что был концерт в Архангельске, — рассказывает маэстро, — нагрузка у музыкантов почище, чем у космонавтов. Постоянно чувствую себя виноватым, ибо вижу колоссально уставший коллектив, — каждому, если б мог, дал бы чаю, кофе, бутерброды... люди бегут с вокзала на репетицию, потом пресс-конференция, концерт, затем немедленно в аэропорт — на носу концерт в Петербурге. Измождение полное! Но не для того говорю, чтобы пожалели, — виден размах!

Единственное, что все это оправдывает, по мнению Гергиева, — счастливые лица в зале, плюс огромное количество молодежи, школьников... Мало того: появление Мариинки дает ощутимый импульс к поддержке музыкантов на местах (достаток, быт, инструментарий провинциалов не выдерживают никакой критики).

— Считаю, что Мариинский театр должен быть миссионером в этом деле, — заявляет маэстро, — и я готов продолжать играть эту роль. Ведь благодаря нашим выступлениям города меняются к лучшему. Приехали в Липецк, играли там в местном театре — расположиться негде, акустики никакой... Говорю губернатору: «Ну не может город, в котором располагается один из крупнейших металлургических комбинатов в мире, не иметь никакого концертного зала!»

И что вы думаете? Губернатор пообещал. Причем назвал сроки — отстроим за полтора года. Вот уже полгодика осталось... Та же фантастическая история была в Омске, там вообще филармонический зал возник за 8 месяцев. Хорошая акустика, все хвалят...

— Мне только непонятно, — продолжает маэстро, — почему об этих славных преобразованиях не принято говорить? Постоянно только и слышу — то не так, это не этак, «в других странах лучше, чем в России». Почему нигде не звучит новость, что Петербург был самым загрязняющим портом Балтийского моря, а за какие-то пять лет стал едва ли не самым чистым? От финнов спасибо слышу, а здесь — «все плохо»... Есть демонстрации? Замечательно. Есть несогласные? Так они везде есть. Во многих крупных странах их еще больше, чем у нас. Но не все так критично; идут серьезные преобразования, свидетелем, участником, а иногда и причиной которых мы, Мариинский театр, являемся.

Буквально со следующего года география Пасхального фестиваля будет пополнена новыми «труднодоступными» регионами, а в течение пяти лет вообще заполнит всю Россию: есть заявки с Дальнего Востока, из Сибири; и вообще «план следует довести до совершенства, давая концерты на Камчатке». К тому же, по рассуждениям Гергиева, было бы совсем неплохо, если Мариинка традиционно «пропишется» в Хабаровске или в Мурманске.

После Пасхального в Питере традиционно откроется фестиваль «Звезды белых ночей», но маэстро акцентировал внимание, что не столько сам фестиваль, сколько школы и вузы Санкт-Петербурга нуждаются в поддержке властей города для регулярного посещения детьми самых кассовых спектаклей Мариинского театра: «А то разве не обидно, когда 80–90% наших ребят не видели „Щелкунчика“? А потом, не дай бог, в их жизни появляются алкоголь, наркотики, и мы удивляемся — „а когда же это произошло?“. Но если мне сказать: „Вам нужно — вы и открывайте двери, пусть все дети ходят“, — это цинично. Мы делаем дорогие спектакли, у нас первоклассные исполнители на контрактах, у них семьи... мы же не только благотворительная организация!».

— В Москве будет открыт ваш культурный центр, о чем все так шепчутся? — спросили мы у маэстро.

— Пока рано об этом говорить; я совершенно убежден, что Москва и дальше будет развиваться как крупнейший музыкальный мегаполис. Буду ли я тому причиной или буду одним из основных участников — время покажет. Но опыт у меня накоплен, может быть, даже больший, чем у кого-либо из моих коллег. Ведь мы построили изумительный концертный зал в Петербурге, только что прошли все труднейшие стадии работы над Мариинкой-2...

— Извините, не могли бы уточнить, на какой сейчас стадии Мариинка-2?

— Скоро открываемся. Через год. Сейчас строят стремительно и, я надеюсь, очень качественно.

— А как же неутешительные проверки строительства Счетной палатой?

— Проверки Счетной палаты никак не связаны с Мариинском театром: люди будут отчитываться за то, что делали в 2008–2010 гг. А те люди, которые работают на этом объекте сейчас, — абсолютно ни при чем. Ненормально, конечно, что стройки (будь то Мариинка или Большой театр) не контролируются руководством самих театров, но что делать — мы проходим все болезни постсоветского восстановления экономики... Хотя где это видано, что Мариинский театр судился бы на стороне Росфиннадзора с дирекцией по строительству Мариинки-2 именно потому, что — как нам казалось — идет большой перерасход средств? Но я намерен говорить о чем-то позитивном... его всегда больше, чем негатива.

— В следующем году 60 лет вам и 60 Прокофьеву со дня смерти... Какие-то новые прокофьевские акции предполагаются?

— Прокофьев всегда с нами, и мы с ним надолго не прощаемся. Важно уже то, что весь нынешний Пасхальный фестиваль проходит под знаком Прокофьева, на котором играются в том числе редко исполняемые произведения. И я рад, что многие люди, прежде не бывавшие на концертах вообще, обнаружат, как их трогает музыка Сергея Сергеевича, ведь она несет свет, добро и высокие идеалы.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах