Лирическое отступление: 11 лет Петров и Гиндин приучали публику к такому виртуозному и тонкому камерному жанру как фортепианный дуэт — многие стали подражать. Это особый стиль музицирования, особый репертуар и, если угодно, состояние души. Удивительно, но в полной мере прижился этот жанр только в России... Почему — вопрос к Александру Гиндину:
— Ответ банальный, — отвечает маэстро, — это финансово невыгодно. Зачем платить двум солистам, когда можно заплатить одному?
— Как вы вообще без Петрова сейчас? Нашли другого напарника?
— Конечно, плохо без него. Скучаю очень. И прежде всего не хватает по-дружески — как старшего товарища и коллеги. А сценическая установка изначально была на двух солистов, поэтому здесь я не так сильно пострадал... Петров не был ревнив, еще в нашу с ним бытность я играл с другими пианистами, он спокойно к этому относился. Что и продолжаю делать: даю концерты с Борей Березовским, Александром Мельниковым, Эдуардом Кунцем. Чувствую в полной мере на себе ответственность за дуэтный жанр.
— В чем особенность именно фортепианного дуэта?
— Отличия весьма существенные, что идет от специфики звукоизвлечения: фортепиано — ударный инструмент, атака звука у него — доли секунды, и слаженность партнеров возрастает в десятки раз, чем если играет рояль со скрипкой. Понимаете, если на сцене дуэт скрипки и скрипки — мы слышим два инструмента. А рояль с роялем превращаются в одно целое с двумя клавиатурами и четырьмя педалями. Публика не может понять — кто что играет... то есть название «дуэта» условно, это правда один большой рояль!
— Плюс личностный контакт?
— Если ты человека на дух не выносишь — ну как с ним играть? Доверие должно быть полным. Николай Арнольдович сразу сказал — «мы оба солисты», и деньги, кстати, пополам. С тем условием теперь подхожу и к иным своим коллегам...
— А что, бывает иначе?
— Естественно. Часто в Европе — один ведущий, другой ведомый. Так, например, устроено большинство дуэтов Марты Аргерих, когда она играет с разными девочками и мальчиками. Послушайте записи: обнаружите, что они абсолютно одинаковые — очень качественные, но везде лишь она... Еще бывает так, что два пианиста, будучи не в состоянии держать бремя сольной карьеры, спариваются вместе, ибо «так легче». Иногда это выстреливает.
— Репертуара для дуэта достаточно?
— Очень много, к тому же различные произведения можно переложить, если, конечно, умеете это делать. Репертуар — одна из причин, по которой я не брошу дуэтную практику. Годами нарабатывался опыт, особое мастерство, не имею право спустить это на тормозах. Так что с Мельниковым и Березовским буду продолжать, у обоих большой дуэтный опыт (у Березовского с Брижит Анжерер, у Мельникова — с Алексеем Любимовым). Кроме того, основали дуэтный фестиваль и конкурс в Перми — большое дело... там вообще был концерт для четырех роялей. Публика жаждет!
Итак, публике осталось лишь разорваться между двумя мощными форумами: в БЗК Гергиев удивляет прокофьевской программой (сыграл Вторую и Третью симфонии, 24-го нас ждет Четвертая, плюс концерт № 4 для фоно с оркестром (Алексей Володин), плюс симфоническая сюита «Египетские ночи» (чтецы — Чулпан Хаматова и Евгений Миронов). 25-го — Шестая симфонии Прокофьева в БЗК, 2 мая — Седьмая. На «Кремле музыкальном» — многожанровый букет от джазовых импровизаций (Вячеслав Грязнов играет дуэтом с Николаем Кожиным темы из «Порги и Бесс» Гершвина) до тотального Шопена и оперных изысков Верди и Россини... Жаркое время для меломанов!