Уровень необычайный, причем особенно трогательно смотреть на участников 8–9 лет (мальчиков по традиции куда больше, чем девочек). Что характерно: никакого «стояния» у микрофона — классический гитарист традиционно должен сидеть, поставив ногу на специальную подножку... Тур, собственно, один — что детей зазря мучить? Но все равно непросто за шесть часов прослушать 113 человек из России и ближнего зарубежья. В жюри — народный артист А.Кузнецов, профессор РАМ им. Гнесиных Н.Комолятов, израильский гитарист Алексей Белоусов. На пару секунд выдираем из жюри идеолога и арт-директора конкурса Сергея Матохина:
— Так необычно видеть столь серьезный конкурс, казалось бы, в обычной школе...
— А вот школа-то как раз необычная, — рассказывает «МК» г-н Матохин, — в «Класс-центре» царит удивительная творческая атмосфера — здесь постоянно идут концерты, фестивали, культурная жизнь бурлит, являясь приоритетом и по части образования. И все это благодаря Казарновскому, человеку творческому и мобильному, с большим вкусом, и при этом талантливому менеджеру. Что до смотра, так он проводится с 1999 года (ранее — в Волгограде), а теперь «переехали» сюда: атмосфера потрясающая. Плюс материальная база: два больших зала, да еще детей можем поселить (есть оборудованные комнаты), накормить, как того и требует крупный международный проект. И, кстати, из самого «Класс-центра» пять участников...
— А чем обоснован возрастной ценз?
— Это понятно: мы хотим слушать детей и юношей, так сказать, момент зарождения таланта, а не студентов, демонстрирующих более-менее профессиональный уровень. У студентов есть свои конкурсы, к чему их дублировать? А даровитых детишек, замеченных на Tabula Rasa, мы будем поддерживать и в дальнейшем. Номинации две: джазовая (электрическая) и классическая (шестиструнная) гитары. Премий в каждой номинации по три, плюс будет — если такого обнаружим — Гран-при (победителю достанется гитара ручной работы из ценных пород дерева мастера Сергея Самойлова).
— А как 8-летний соревнуется с 17-летним?
— Для этого у нас все участники и разделены на три группы... Кстати, 8-летний мне очень понравился. Все это говорит о росте популярности гитары в России, особенно за последние 15 лет. Ведь в Советском Союзе гитара была в загоне, будучи вычеркнутой из плана всех высших учебных заведений. Ее преподавание с 30-х годов было запрещено: шлейф тянется до сих пор — в музыкальных школах ощущается нехватка педагогов-гитаристов...
— Репертуар от Баха до битловских песен?
— Нет-нет... Во-первых, никаких «битловских песен», если только они не обрабатывались серьезными композиторами. Во-вторых, гитарный репертуар начинается с добаховского периода, когда вовсю играли на близких к гитаре лютнях, виуэлах, которые были популярнее скрипок. Когда к Стравинскому подошел Джулиан Брим (гитарный мэтр): «Не могли бы вы написать для лютни?» — то получил в ответ: «Для этих инструментов написано больше, чем для клавира!».
— Как, по-вашему, участники конкурса играют на гитаре для личного удовольствия или для профессиональной карьеры?
— По крайней мере пойдут поступать в средние и высшие заведения многие.
— На скрипке нельзя научиться играть без классного педагога. А можно стать крутым гитаристом лишь по самоучителю?
— Конечно, нет. По одному вашему вопросу понятно, как гитара у нас ранее была принижена, выкинута из культурной жизни. У нас традиционно очень сильные фортепианная и струнная школы, гремящие на весь мир, а с гитарой, увы, швах: как закрыли в середине 30-х класс в Московской консерватории — так и все. Некому было хорошо учить, и не было ярких исполнителей. 15 лет назад все начало потихоньку меняться, но до сих пор некоторые консерватории упираются, не желая открывать у себя классы.