МХТ превратили в символ актерской жизни — вокзал. Все правильно, это же бесконечные дороги, гастроли, гостиницы, общепит, зал ожидания. В таком интерьере и праздновал театр Табакова свой, может быть, лучший в переводе на человеческий язык возраст — 25: «Табакерка» ягодка опять. Что было? Поколение, уже вдвое старше юбиляра, демонстрирует отличную форму — Андрей Смоляков, Михаил Хомяков и Сергей Беляев с песней на дрезине и в жилетках оранжевого цвета. Сергей Безруков — человек-оркестр. Заряженные под почти армейскую дисциплину воспитанники колледжа Табакова, и, судя по муштре и условиям содержания (категорически не пить и не курить, а также не материться), они далеко оставили после себя суворовцев.
Много гостей, и гости лучше, чем текстовые связки, которые подвальным артистам сочинил мхатовец Михаил Миронов. Впрочем, эту досадность покрывают блестящие выступления Валентина Гафта со стихами, Евгения Миронова, пианиста Мацуева и альтиста Башмета, а также нового директората Дома актера (Золотовицкий, Жигалкин) и Эдуарда Радзюкевича. 6-летняя Маша Табакова сообщила со сцены, что ее папа «здесь работает всем». И, наконец, сам отец-основатель, который, по словам Гафта, «делает детей и «Табакерки», поднялся на сцену, был краток и непафосен. Главный машинист Табаков выпустил в жизнь «Этот замечательный поезд в огне», и он мчится дальше.
А в это время в Вахтанговский театр на Арбате вселились «Бесы» Федора Достоевского с легкой руки Юрия Любимова. Надо сказать, что Вахтанговский был первым театром в жизни артиста Любимова, и, похоже, теперь история возвращается на круги своя — теперь он здесь приглашенный режиссер.
Можно сказать, что «Бесы» не полноценный спектакль, а концертное исполнение великого романа. В центре — рояль, за которым пианист Александр Гиндин, в глубине сцены на стульях — актеры. Герои Достоевского выходят на авансцену, произносят диалоги, монологи, а массовка сзади изображает реакцию.
Накануне премьеры сам мастер заявил, что его спектакль о том, как в человека вселился бес. Тут же следуют примеры из жизни — Брейвик в Норвегии, «тулузский стрелок»... В Интернете, правда, появляется сообщение, что этот спектакль Юрий Петрович посвящает артистам Таганки. Намек на то, что весной прошлого года в них бес вселился?
Как бы там ни было, 94-летний режиссер выпустил спектакль, хотя, судя по отзывам актеров во время репетиций, они испытали определенные трудности в работе с большим художником.
В спектакле заняты в основном актеры молодого поколения вахтанговцев — Сергей Епишев, Мария Бердинских, Евгения Крегжде, из «стариков» — Юрий Шлыков, Виктор Зазулин и другие — всего 24 артиста, из них 4 музыканта. Когда Гиндин из-за своего плотного гастрольного графика не сможет участвовать в «Бесах», его заменит автор музыки к спектаклю — Владимир Мартынов.