Сначала о простом, то есть историческом «Льве Гурыче». Он — образец легковесного жанра, да еще и с биографией. Простенькая пьеска с песнями и танцами выросла на русской сцене из французского водевиля «Отец дебютантки». Ее перевел, при этом значительно обогатив реалиями императорской сцены, актер Дмитрий Тимофеевич Ленский. А уже его труд взяли за основу два советских кинодраматурга — Николай Эрдман и Михаил Вольпин. Именно по их сценарию появилась знаменитая киноверсия Льва Гурыча — «На подмостках сцены» образца 1956 года.
Теперь о сложном «Л.Г.Синичкине». Режиссер Еремин довел «старика» до инициалов, и по чисто формальным признакам его можно отнести к блеску и нищите времен нэпа. Платья театральной примы Раисы Сурмиловой (Дарья Калмыкова) с заниженной талией и в бахроме, она зябко кутается в искусственные меха, у богатого волокиты Ветренского (Евгений Миллер) — ретроавто. А у самого крутого богача Зефирова (Сергей Беляев) — френч и секретарша в портупее. При этом костюмы главных персонажей — старого актера (Михаил Хомяков) и дочки-дебютантки — вне времени. Но все танцуют чарльстон под музыку 30-х годов: Цфасмана, Варламова, Вертинского — два акта, не сходя с места, наяривает музыкальный квинтет, в целях экономии места размещенный на балкончике прямо над сценой, что представлена в виде эстрадки кабаре.
Формальный подход не дал никакого художественного результата. Идея о новых временах, зависимости служителей Мельпомены от богатых меценатов не нова и слишком примитивна даже для такого немудрено-прелестного жанра, как водевиль, кстати, не терпящего претензии и фальши. То поют, то скучно разговаривают. Жанр постановки расплывчат — пародия это или капустник, где режиссер явно не силен, заставляет только развести руками. Хотя сам режиссер уверен, что поставил джаз-водевиль.
Актерам, если честно, можно только посочувствовать: надо выполнять сомнительную задумку постановщика, тем более что в нее рекрутированы теперь уже мэтры «подвального» театра — замечательные Михаил Хомяков, Сергей Беляев, Дмитрий Бродецкий. Даже студентка Нина Гусева в роли Лизы Синичкиной не сильно выбивается из ансамбля, и у нее, можно сказать, дебют какой-никакой состоялся.
Если Юрию Еремину до сих пор удавалась драма (например, «Царство отца и сына» в Театре Моссовета), это не значит, что легкий жанр — его конек. Если прошлогодний «Кастинг» в том же «Моссовете» вытянули танцы Аллы Сигаловой, то «Льва Гурыча Синичкина» не спасает даже Цфасман.