«Евровидение», как и Олимпиады, по духу и букве должно бы витать над суетой политических дрязг и конфликтов, но это не всегда получается. Памятны и бойкоты Олимпиад (1980 и 1984 гг.), и чуть было не случившийся бойкот Албанией белградского «Евросонга-2008», и бойкот Грузией московского «Евровидения-2009» из-за отказа заменить песню We Don’t Wanna Put In, которая была признана «политически мотивированной». После победы Азербайджана на прошлогоднем «Евровидении» в Дюссельдорфе одной из главных интриг стал вопрос участия Армении в следующем конкурсе. Многолетний конфликт между двумя соседними странами держал в напряжении даже «надполитичное» «Евровидение». Армения все это время подтверждала намерение присутствовать на конкурсе в Баку, со дня на день должен был состояться национальный отборочный тур, но в итоге случилась «ожидаемая неожиданность» — страна отозвала собственное решение, мотивируя отказ «вопросами безопасности».
О подоплеке «МК» спросил Валерия СААРЯНА, российского телепродюсера, организатора церемонии Armenia Music Awards, а также продюсера певицы Евы РИВАС, участницы «Евровидения-2010» от Армении.
— Валерий, как человек, имеющий прямое отношение к «Евровидению» и участию в нем Армении, объясни, пожалуйста, что за туманная история и в чем ее логика — делегат от Армении едет в Баку на жеребьевку, объявляется национальный отборочный тур, а потом страна отказывается участвовать в конкурсе?
— Насколько я понимаю, гарантии азербайджанской стороны по обеспечению безопасности армянской делегации оказались не настолько убедительными, как хотелось бы. Хотя у Армении было большое желание участвовать в этом конкурсе. После победы Азербайджана в Дюссельдорфе в прошлом году общество в Армении было практически единодушно в том, что ехать в Баку надо.
— Какие гарантии безопасности могли быть признаны «убедительными»? Или это была просто игра?
— К сожалению, произошли события, осложнившие обстановку. Была громкая история с менеджером крупной российской компании Сергеем Гурджиняном, гражданином России, направлявшимся в командировку в Баку, когда его не допустили в Москве на борт самолета азербайджанской авиакомпании именно из-за армянской фамилии. Был другой вопиющий факт преследования в Азербайджане службами госбезопасности тех несчастных десяти или пятнадцати человек, которые отважились голосовать эсэмэсками за Армению во время «Евровидения», — настолько скандальная история, что Европейскому вещательному союзу пришлось выступить с протестом и серьезным предупреждением в адрес Азербайджана. Наконец, что самое страшное, на чемпионате мира по боксу прошлой осенью в Баку группа хулиганов с криками «армяне, убирайтесь», «позор пригласившим армян», «Карабах или смерть» забросала камнями армянского спортсмена Ованеса Даниеляна прямо на ринге, и никакие гарантии не помогли. Бой был остановлен, а человека увезли в больницу с серьезными травмами.
— Ужасно, конечно! Однако нельзя не заметить, что все это произошло до того, как представитель Армении поехал в Баку на жеребьевку в январе...
— Когда на жеребьевку едет делегация в составе двух человек на один день, то гарантировать и обеспечить их безопасность достаточно просто. Но как быть с делегацией из 30 человек, которой надо находиться в Баку как минимум три недели, ездить на репетиции, передвигаться по городу? С ними все время, включая ночи в гостиницах, должен ходить взвод автоматчиков? А само выступление на большой многотысячной арене? Если хотя бы 100–150 человек пронесут камни (которые не обнаружит ни одна рамка и металлоискатель), и эти камни полетят на сцену во время выступления артистов, или ботинки полетят, как там принято...
— Это «озарение» случилось же не сейчас?
— Конечно, не сейчас. Но желание поехать в Баку в Армении действительно было. В Азербайджане живут хорошие люди, это наши соседи, до трагических событий в Сумгаите и ужасной армянской резни в Баку жило много армян, между людьми были нормальные, дружеские, человеческие отношения десятилетиями. Лично у меня есть хорошие знакомые азербайджанцы, у меня друг детства — азербайджанец, у нас прекрасные уважительные отношения до сих пор. Уверен, что абсолютное большинство людей в Баку придет на «Евровидение» с позитивным настроем, проявит гостеприимство ко всем участникам, независимо от того, кто какой национальности, и эти люди были бы абсолютно доброжелательны и к армянскому артисту, если бы тот участвовал в конкурсе. Но, к сожалению, некоторые политические властные круги провоцируют в стране антиармянские настроения, негласно поощряют эти проявления экстремизма и ненависти со стороны отдельных воинственно настроенных групп. В СМИ поощряется армянофобия, культивируется образ «врага». Все это создает крайне отрицательный фон. Уже после жеребьевки, на которую ездил представитель Армении, на границе со стороны Азербайджана снайпер расстрелял армянского солдата, это произошло в то время, когда идет подготовка к «Евровидению», а между странами объявлен режим прекращения огня. Этот инцидент и обрушил то шаткое равновесие на чаше весов — «за» и «против» поездки армянской делегации. Все артисты, которые собирались участвовать в национальном отборочном туре, выступили с коллективным письмом об отказе ехать в Баку. Армянскому общественному телевидению ничего не оставалось, как объявить об отзыве своей заявки на участие в конкурсе.
— Армении придется заплатить большой штраф «Евровидению».
— Лучше заплатить штраф и даже сознательно понести репутационный ущерб, чем ставить под угрозу здоровье и жизнь людей.
— Насколько я знаю, в этой ситуации ты все равно готов был ехать в Баку с Евой Ривас, но ваше предложение отвергли. Это правда?
— Правда. Ева удачно выступила в Норвегии в 2010-м, у нее был неплохой результат, она смогла бы вновь достойно представить страну. Она к тому же гражданка России — Валерия Решетникова (Ева Ривас — творческий псевдоним), что было нашим козырем и давало, на мой взгляд, дополнительную защиту. Мы готовы были ехать, что называется, на свой страх и риск. Но в Армении нам сказали, что, конечно, ценят наш порыв, но рисковать не могут, потому как ответственность, если артистку покалечат, ляжет на них.
— Но подпись Евы тоже стоит под коллективным письмом.
— Когда стало ясно, что наше предложение не принято, Ева, разумеется, тоже поставила свою подпись в знак солидарности с коллегами.
— То есть ситуацию отыграть назад уже невозможно?
— Думаю, что нет.
— Транслировать «Евровидение» из Баку в Армении будут?
— Насколько я знаю, да. Но, к сожалению, страна не сможет принять участие в голосовании.
— «Бурановские Бабушки» останутся без армянских 12 баллов! Кстати, о голосовании. Турция почти всегда ставит Армении высокие баллы, хотя у них тоже большие проблемы в отношениях...
— И даже не перекрывает на экране во время трансляции номер телефона, по которому можно голосовать за Армению, как это делал Азербайджан, после чего ЕВС накладывал штрафы на Баку. В Турции — сильная, мудрая и умная дипломатия, в стране не просто говорят о «европейских ценностях», им следуют в жизни. Там демократия, там есть, конечно, проблемы, но нет фобии на национальной почве как государственной политики, государство не блокирует волеизъявление своих граждан, не преследует за то, что кто-то за кого-то послал эсэмэску. Там в мире и гармонии живет очень большая армянская диаспора — и любой гражданин Армении может спокойно приехать в Турцию даже на самолете турецких авиалиний. В Стамбуле на протяжении 20 лет проходят мемориальные вечера памяти Комитасса, всемирно известного армянского композитора, друга Дебюсси, выступает с аншлаговыми концертами всемирно известный Дживан Гаспарян... Армянская культура и армяне в Турции не преследуются, а человеческие связи и народная дипломатия — не без труда, но способствуют нормализации и межгосударственных отношений.
— Жаль, что народной дипломатии не дали шанса что-то изменить и в отношениях между соседями на «Евровидении» в Баку! Может, получится, если «Евровидение» доберется когда-нибудь до Еревана?