Идея этого мероприятия была не только в том, чтобы собрать всех электронщиков вместе, организаторы хотели, чтобы это собрание принесло им хоть какую-нибудь пользу. Нужно было создать фон серьезности всему происходящему, слишком уж легкомысленной выглядит электронно-клубная культура. Слово «конференция» с ней почти не вяжется. Так повелось, что бурные диско-ночи, под которые отданы все более-менее подходящие по размеру и качеству клубы города, перемежаются здесь интеллектуально наполненными днями, когда участники могут послушать доклады на самые разные околоклубные темы, сводящиеся в основном к тому, как диджеям научиться делать качественную музыку и зарабатывать деньги, как клубам научиться делать хорошие вечеринки и привлечь публику, как сделать всю эту культуру еще популярнее, чем она есть. За семь лет существования конференция обросла своими завсегдатаями и значительно пополнилась иностранными участниками.
Как плясали
Главным сюрпризом вечеринки-открытия SWMC-2012 стало выступление скандальной рэп-группы 90-х годов «Мальчишник». Под сексуально-скабрезные ретрогимны растанцевалась даже старая диджейская гвардия. Диджей (Володя) Фонарь не выдержал ностальгических воспоминаний и вышел на сцену, чтобы обнять и поблагодарить участников группы.
Обычно объемная ночная программа в этот раз существенно сократилась, но все равно пестрила звездными именами. Самыми аншлаговыми стали выступления немецкого техно-дуэта Booka Shade и диджей-сет комедианта Павла Воли, выступавшего вместе с барабанщиком Тимом Ивановым. Оба звездных дуэта украсили вечеринку, которая была признана наиболее технологически продвинутой. Все помещение танцпола было увешано проекторами, огромными экранами, на них транслировался футуристический видеоряд, а сцену украшали специально сконструированные интерьерные 3D-проекции. В баре по соседству творилось безудержное веселье: под непрекращающийся шум гостей исполнял свои народные хиты звезда Youtube Вася Обломов, в принципе не имеющий никакого отношения к электронной музыке. Остальные участники были более обусловлены форматом: диджеи Кириллов и Дмитрий Филатов объединились на общей тусовке. На закрытой вечеринке More Than Party отыграла свой эксклюзивный сет Nina Kraviz. В прошлом бывшая москвичка, она собирала весь цвет столичной тусовки на вечеринки Voices в столичном клубе «Пропаганда», а ныне является резидентом модного лейбла Rеkids и красуется на обложке популярного журнала DJ Mag. Британские музыканты X-Press 2, авторы звучавшего в свое время из каждого утюга хита «Lazy», после долгого перерыва представили свой новый альбом. На специальных шоукейсах букинг-агентств Bullitt и Elite Music Management выступили Luca Bacchetti, Delete, Perc, а также популярный блогер Jonty Skrufff, отвечавший в нынешнем году за всех иностранных гостей конференции.
Конечно, на фоне международных монстров типа майамской и амстердамской конференций их сочинский аналог смотрится скудно и даже не отражает реальную картину по всей России, но на сегодняшний день SWMC является единственной объединяющей силой для отечественных деятелей электронной культуры. Эта конференция — единственная возможность собраться всем в одном месте и пообщаться в неформальной обстановке.
Что говорили
Одним из самых интересных стал «круглый стол» региональных промоутеров, которые обозначили главные трудности организации мероприятий и тонкости взаимодействия с властью. Они признали, что люди теперь меньше ходят в клубы, экономят деньги. Хотя определенный оптимизм в их словах присутствовал, ведь если мероприятие будет организовано качественно, публика все равно соберется. Эстафетную палочку перехватили иностранные коллеги в лице генеральных менеджеров сербского фестиваля Exit и крупнейшей музыкальной конференции в мире Amsterdam Dance Event. К оптимизму предыдущих ораторов они добавили, что если у организатора достаточно энергии и желания творить, то ни строгий контроль государства, ни отсутствие опыта не помешают сделать ему праздник с мировым именем.
Лидеры крупнейших компьютерных производителей и рекорд-компаний поделились зарубежным опытом зарабатывания денег на кино, компьютерных играх и телевизионной рекламе — вот где действительно требуется электронная музыка.
Удивлением для многих гостей стало появление за трибуной группы «Мальчишник» и известного хип-хоп-продюсера Александра Толмацкого. Аудитория интересовалась, как так вышло, что хип-хоп-культура, зародившаяся совершенно на другом континенте и в ином социокультурном контексте, обрела бешеную популярность у нас в стране? Участники ответили, что в России жанр зарождался в одно время с другими клубными направлениями, но из-за острых социальных текстов и улучшения качества именно он пошел в массы, за него сегодня платят деньги и о нем говорят СМИ. Ну а Дэн и Мутабор из «Мальчишника» подтвердили это на своем собственном примере, признавшись, правда, что сегодня они не очень-то любят выступать в амплуа рэперов.
За последние годы интерес к SWMC у профессионального сообщества значительно упал, гостей в залах и на танцполах наблюдается все меньше и меньше, вопросы участникам задаются вяло и лениво, а неформальное общение зачастую «выливается» прямо в бокал. В этом году сочинская конференция подошла к решающему рубежу: либо она начнет притягивать свежие силы, новые идеи, расширять территорию влияния и станет действительно форумом профессионалов и реальных дел; либо окончательно превратится в попойку в местной хинкальной и кучку вечеринок локального масштаба с участием столичных медийных лиц. По какому пути пойдет SWMC, неизвестно. Обнадеживает лишь то, что оргкомитет конференции хотя бы помнит цель всего этого — «чтобы все становились лучше».
Сочи—Москва.