Попса с каждым годом становится беднее и беднее, судя по методичному сдуванию пузырей корпоративных новогодних вечеринок. Несмотря на победные реляции руководящих политиков, финансовый кризис (по крайней мере — в том, что касается выделения корпоративных бюджетов на поп-веселье) все еще в силе и даже имеет тенденцию к усугублению. Впрочем, иные звезды разных калибров пока не верят в очевидное и продолжают заламывать за свои услуги вовсе не кризисные цены.
Помните, едва учуяв удавку безденежья, украинские поп-дельцы стали сочинять песни про скромный салатик оливье на новогоднем столе и вкладывать свои кризисные творения в уста коллектива «Поющие трусы»? В этом году кризис вновь показал поп-артистам недобрый оскал. От корпоративных торжеств отказались почти все столичные банки и инвестиционные компании. Причем отменили их внезапно, практически накануне мероприятий, когда казалось, что все уже на мази. Так как бюджеты на подобные мероприятия закладываются заранее, то профессионалы праздничного дела полагают, что и на следующий год прижимистые и держащие нос по ветру финансисты отменили свои пиры. Держатся пока лишь сырьевики. Нефтяники, газовики, энергетики еще гуляют и платят артистам немалые деньги. Оттого пока сохраняется иллюзия из песенки «Все хорошо, прекрасная маркиза!», и многие артисты до сих пор раздувают гонорары, не веря, что скоро придется умерить аппетиты. Кризисные страхи у них пока выражаются только в нестабильности доверия к той или иной валюте: то гонорары в рублях просят, то в долларах, то в евро, боясь потерять на скачущих курсах.
Другой тенденцией сезона, которая не нова, но значительно укрепилась, стали западные поп-ветераны, готовые перебраться в Москву даже на ПМЖ, лишь бы зарабатывать. Они практически забыты у себя на «родинах», но здесь, в силу специфики массового музыкального сознания, все еще пользуются спросом в разделе «ностальгический десерт» из поп-меню. Эти деятели до сих удивляются размаху и популярности в России таких массовых мероприятий, как фестивали «Дискотека 80-х», «90-х» и прочих ретро-вечеринок.
Немка Си Си Кетч живет и работает в Москве весь декабрь. Корпоративы у нее каждый день, а иногда и по два кряду (стандартное выступление на заказнике — 40 минут, гонорар 20 тысяч евро). Вот и считайте: не юная и давно не модная уже певица зашибает здесь за предновогодний месяц 600–800 тысяч евро. На декабрь сюда переезжает и Дан Балан. При гонораре в 10 тысяч евро за публичное выступление и 18–20 за корпоратив он пользуется в Москве большой популярностью. Охотно приглашают выступать на елках зарубежных артистов, например из Румынии. Говорят, они работают намного лучше и интереснее, чем «зажравшиеся» наши. Хорошо идет под водку-селедку трудолюбивое немецкое старушечье поп-трио «Арабески» по 15 тысяч. Томаса Андерса приглашали в этом году за 50 тысяч евро. А вот за сколько на корпоративе большого госбанка пел Хосе Каррерас — коммерческая тайна, покрытая мраком, но эксперты не исключают и шестизначную сумму. В былые жирные годы, впрочем, Москва видала и Эминема в ресторане гостиницы «Советская» за 2 млн. долларов, и Рики Мартина за три... М-да, были люди в наше время...
Самыми востребованными и вне конкуренции (и в концертных залах, и на корпоративных вечеринках) в этом году оказались Елена Ваенга, Стас Михайлов и Григорий Лепс. Гонорары они себе объявляли вовсе не кризисные и уверенно обосновались в первом эшелоне российских звезд в ценовом диапазоне от 50 до 100 тысяч евро, а г-н Михайлов временами даже урывает и все 150. Во главе вертикали шоу-бизнеса по-прежнему восседают две знатные женщины нашего музыкального королевства — Алла Пугачева и Земфира. Пугачева хоть официально и закончила концертную деятельность, но с пением, однако (если деньги хорошие), вовсе не завязала, как бы ни отрекалась от этого на публике. Ее поход на чей-нибудь корпоратив начинается от 100 000 евро, но были случаи, когда своенравная Алла отказывалась петь даже за 180 тысяч, когда что-то не нравилось. Не сказать при этом, чтобы Примадонна особо сильно напрягалась, она и без корпоративов дама вполне состоятельная. Миллионные гонорары за разные фестивали-конкурсы, доходные ценные бумаги. В общем, есть на что прокормить молодого мужа...
У Земфиры в свою очередь жесткая ставка — не менее 80 тысяч евро, и строгий лимит — 10 концертов в предновогодний период. Весь план при этом она уже выполнила и с чувством удовлетворения предалась праздничному отдыху. В списке самых высокооплачиваемых также можно встретить Гарика Сукачева (60 тысяч евро за сет), Жанну Агузарову (40 тысяч евро), Юрия Антонова (50 тысяч евро), группы «Мумий Тролль» и «Звери» (по 40 тысяч евро). Здесь же и вся «олигархическая» поп-верхушка: София Ротару, Николай Басков, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Дима Билан. При этом надо заметить, что высокая ценовая планка, ниже которой «звездуны» не опускаются принципиально, вовсе не означает, что все они идут нарасхват. Бывает, сидят и ждут у моря погоды, пока клюнет какой-нибудь дурачок. Но так или иначе — наклевываются... Два-три раза по сорок или полтиннику, и безбедный отдых на Мальдивах, глядишь, обеспечен.
Вторым эшелоном считаются артисты, гонорар которых составляет от 10 до 25 тысяч евро. Вершину этого сегмента заняли поп-богини Кристина Орбакайте и Валерия, а также работающая на износ «Дискотека Авария». К ним приближается Нюша, гонорар которой в этом году вырос до 20 тысяч евро, что в два раза больше прошлогоднего. «Градусы» со своим хитом «Голая» тоже штурмуют Олимп второго эшелона — в этом декабре они пользовались небывалой популярностью на корпоративах, благодаря чему задрали ценник до 20 тысяч. Жанна Фриске, наоборот, сдулась до 15–20 тысяч евро с былых 25–30 в самые жирные годы славы, но была в декабре по-прежнему очень востребована, значительно улучшив показатели прошлого года. 22 декабря, в День энергетика, у нее было аж три заказника подряд. Говорят, чтобы везде успеть, Жанна металась по Москве в метро, не рискуя застрять в пробках. 15–20 тысяч евро просит за выступление и главная хитмейкерша года — певица Елка. В этой же категории и секс-поп-аттракционы «Винтаж», «Рефлекс» (на время горячего сезона в группу вернулась Ирина Нельсон, так как новую солистку взамен ушедшей Жени Малаховой до сих пор не выбрали), «Фабрика». Рядом с ними и такие серьезные мужчины, как «Бумбокс» и «Баста» по 20 тысяч.
Третий эшелон берет до 10 тысяч евро. Здесь, например, хорошо чувствует себя Митя Фомин, сумевший вопреки ожиданиям уверенно заявить о себе после ухода из Hi Fi. Гонорар запевшего своим голосом артиста сильно вырос (до верхней планки 10 тысяч) по сравнению с прошлым годом, когда не брезговал и трешечкой. В декабре он отработал более 20 заказов. Здесь же и его бывшая соратница по Hi Fi Таня Терешина. В третьеразрядниках при этом полно и старичков вроде Лады Дэнс или группы «Мираж».
Но в «Мираже» только что разгорелся большой скандал. Не отработав и года после ухода из группы Натальи Гулькиной и в самый разгар новогоднего чеса, коллектив теперь покинула и Светлана Разина. Уже по доброй миражевской традиции, не сойдясь характерами с Маргаритой Суханкиной, Разина, как говорят, не просто хлопнула дверью, а устроила напоследок форменную потасовку с тасканием за космы и щеки. На одном из корпоративов несколько дней назад, куда Суханкина приехала уже одна, не предупредив организаторов об уполовиненном составе, с заказчиками вышел тяжелый разговор на повышенных тонах. Теперь весь стройно выстроенный план новогоднего чеса оказался под угрозой срыва — некоторые заказчики уже отказываются от усохшего «Миража». Эксперты советуют Разиной и Гулькиной срочно создать дуэт «Оазис»...
Если не учитывать «неприкосновенных» и «внеконкурентных» Ваенгу, Михайлова и Лепса, самыми популярными и ходовыми в этом сезоне (по совокупности цены, качества и количества) устроители корпоративов назвали «Винтаж», «Градусы», Нюшу, «Мираж», «Дискотеку Аварию» и Митю Фомина. То есть то, что более дешево и сердито. А это уже — тенденция, которая не предвещает никому (из поп-мира) ничего хорошего. На будущий год эксперты прогнозируют значительное уменьшение количества корпоративов — профессионалы концертного дела советуют артистам, которые кормятся в основном с праздников, серьезно поработать над своим репертуаром и заняться реальной концертной деятельностью. В будущем хорошо жить будут только настоящие «звезды», у которых плотно забит публичный концертный график. А таких, честно говоря, на нашей расфуфыренной поп-рок-сцене — кот наплакал.