— Это пуд соли надо съесть, — начинает рассказ дрессировщик, — чтоб приучить бегемота к манежу. Вон в начале тренировок они у нас перепрыгивали через барьер и убегали на галерку!
— А сейчас даже сетку не натягиваете перед зрителями?
— Да нет, ни к чему. Ни сетки, ни ассистентов. Приучили. Кормить, разумеется, перед представлением нельзя: станут вялыми и ленивыми. Они и так особым энтузиазмом не отличаются...
— Но, видел, морковку бросаете?
— В качестве премии — да. А кушают лишь раз в день — только вечером, даже когда нет представления...
— Они правда такие опасные?
— Не я об этом говорю, но зоологи. Африканцы, жители прибрежных районов, более всего страдают именно от нападения бегемотов. Не крокодилов, не тигров.
— Они ж вроде вегетарианцы...
— Ну и что? У бегемотов слишком развито чувство страха, они постоянно настороже, во всем чувствуют подвох. Тем более-то при своей гаремной системе, когда на одного самца приходится несколько многотонных самок... Охраняют, короче, свой ареал. И если ты случайно на него забрел — получай.
— Вас кусали?
— Эх. Им и кусать не надо. Был у меня много лет бегемот Жужа (самый известный, весь мир с ним объездили), так однажды что-то ей не понравилось — животные-то очень своенравные! Ну и что? Махнула резко головой (дело было на гастролях в Китае) — и все: месяц не мог работать.
— Как-то вы говорили, что они крайне боятся различных шумов...
— Это да. Но мы довели дрессуру до такой филигранности, что они выходят на манеж не только под музыку и шумовые эффекты, но и под игры света, сильные пушки-прожекторы плюс еще дым! Можете представить подобное? Никто и никогда этого не делал. Простой пример для сравнения: когда покупаешь слона — тебе его везут даже без клетки.
— А на бегемота надевают кандалы?
— Не кандалы — из Германии как-то нам привезли бегемота в клетке из настоящего дуба. И не какой-то там, знаете, сварной, а скрепленной намертво болтами — вот такое это животное, прошибет что хочешь. Как-то в Гонконге проходил конкурс красоты, ну, выбрали девушек, финал, все дела — а мы с аттракционом как раз неподалеку были. Нас организаторы просят: пусть девушки на сцене с бегемотами сфотографируются! Ну ладно, повели нашего большого... так он как стал головой крутить — все бросились наутек, съемки были сорваны...
— Своих последних трех красавчиков откуда взяли?
— О, они совсем дикие. В Тель-Авиве есть сафари, там они уродились в невероятном количестве, переизбыток. Ну нам их практически и подарили годовалых. По документам шли как «три девочки», а теперь малость подросли — выясняется, что один из них все же мальчик... По малышам ни один зоотехник толком не разберет, кто есть кто.
— И что ж теперь, гарем на манеже будет?
— А вот посмотрим. Если вдруг случится невероятное — рано или поздно родится малыш, — это станет первым случаем в цирковой практике. Да вообще, до нас с Людой мало кто с бегемотами мог делать подобные трюки, а пирамиду — так и вовсе никто.
— Что есть пирамида?
— Ну это как у слонов, когда каждый передними лапами становится на спину друг другу. Еще они исполняют т.н. пируэты — девочки ложатся и переворачиваются пузиком кверху (одна делает аж четыре пируэта в темп!)... плюс чехарда: двое лежат, а третий через них обеих сигает. Мы же исходим из их возможностей: ножки короткие, тельце здоровенное, голова супертяжелая — ну что можно делать с такими животными? Иные так и просто выводили их на манеж — и публике уже смешно. Постоят-постоят — уходят. У нас — целая программа среди пальм. Кружатся в танце, отбивают мячи. Финал еще не готов — дорабатываем подробности.
— В финале бегемот не улетит на Марс?
— Нет, но близко: встанет на такой круг-карусель и начнет вращаться с неимоверной скоростью... от одного взгляда на него уже голова кругом.
— Скажите, они все-таки добрые?
— Если их только кормить и ровно ничего не заставлять делать, ну такие прямо лапочки-кошечки! А как только хочешь трюк — упираются и ни в какую. Поэтому Люда ходила, выкармливала буквально с рук их каждый день в течение нескольких лет, морковочку, морковочку, чтобы постепенно, ме-е-е-е-едленно привыкали к человеку, к манежу, к зрителям, к свету... о-о, нет столь сложного в дрессуре животного, как бегемот. Я специально в Германию ездил учиться (в 1977-м), как вообще следует с ними обращаться.
— Здесь этого никто не знал?
— Нет. В итоге за 30 лет надрессировал 13 бегемотов. По всему свету с ними проездил — от Австралии до Мексики. Ведь один их выход — уже трюк, они, считай, идут как акробаты... Такой показатель: были мы в Штатах в известном цирке, там перед представлением принято провести всех животных парадом, даже тигров везли или в клетке, или на крепких поводках. Про бегемота даже не заикнулся никто — это невозможно.
— А вы их в ваннах держите?
— Ну, разумеется, ванны есть — и в вольере, и при перевозке огромная 6-метровая из нержавейки. Они любят туда все втроем сесть и ехать. Очень неглупые, знаете ли. За что и люблю их так сильно!