Чтобы избежать путаницы — раньше фестиваль звался по географии участников: Итальянское, Французское или Испанское Рождество в Москве. Нынче же гостей столько, что уже не до локализации. Обычные светские фестивали страдают тремя проблемами: одними и теми же солистами то в профиль, то в фас, одной и той же музыкой, играемой под разными соусами, ну и главное — отсутствием своей особой атмосферы, которую просто так не родишь. У фестиваля на Малой Грузинской все три составляющих — в переизбытке.
Только зайдите в Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии: простор, легкая прохлада, отсутствие как визуальных, так и слуховых раздражителей, неплохое звучание духового швейцарского органа «Кун» середины XX века... здесь нет дурновкусия по факту. А затевающийся фестиваль отличается каким-то особым энтузиазмом участников, изысканностью их программ, без — простите — крена в какую-то одну, допустим, религиозную, плоскость.
Но прежде — о выставке. Арт-группа «Мастерская на горе» привезла из Папской обсерватории в Ватикане... нет, не снимки Вифлеемской звезды, конечно же, но уникальные фото и видеоинсталляции (около 70 работ) многочисленных небесных тел под названием «Звездное пространство: Big Picture». «Наш концепт такой, — говорит автор проекта Янез Север, — звезды всегда вели за собой человека, и не надо никогда забывать, что у каждого есть своя звезда...». При Ватикане не только обсерватория — почитай, чуть не целая академия со своим Научным советом (куда входят кардиналы, известные профессора). Наряду с выставкой — в «М'АРС» пройдут круглые столы (особый гость — директор Ватиканской обсерватории о. Хосе Фунес), ну и, разумеется, концерты как русской, так и итальянской духовной музыки.
Сам же фестиваль откроется с Рождественской Оратории Баха, а продолжится уникальной российской премьерой мистерии Владимира Мартынова «Игры ангелов и людей» — как сказано, современное прочтение старинного богородичного напева в диалоге восточной и западной традиций:
— Концерт крайне любопытный, — рассказывает куратор Андрей Тарасов, — продолжается примерно полтора часа; и в действе принимают участие много (!) хоров (Московская капелла мальчиков, хор театра «Школа драматического искусства», Камерный хор гнесинского училища и «Академия старинной музыки» Татьяны Гринденко — супруги Мартынова, — Я.С.). Все эти хоры будут между собой как бы перепеваться, общаться — один начинает, другой подхватывает, красота необыкновенная!
30-го декабря — традиционный Большой Рождественский гала-концерт на тридцать с лишним участников (в программе — темы Шуберта, Шопена, Элгара, Кларка etc. для голоса, органа, клавесина, гобоя, флейты и арфы).
— А 3 января к нам (точнее, в филармонию) приедет замечательный венский оркестр Morphing Vienna Chamber Orchestra (с худруком и дирижером Томасом Вабницом), интересный тем, что сам по себе состоит из музыкантов из 15 стран. К ним присоединятся солисты Венской оперы — как певцы, так и балетные пары, чтобы представить российскую премьеру «Венского бала»: очаровательный танец под музыку Штрауса...
Далее — с григорианскими песнопениями выступит эстонский ансамбль Vox Clamantis, — один раз уже приезжал и всем безумно понравился (руководитель ансамбля тщательно изучает хорал, регулярно бывая в монастырях); пикантности придает и то, что голос идет в сопровождении органа (за пультом — Ааре Пауль Латтик).
— От возвышенного органа форум перейдет к чувственному джазу: 6-го в Москву приедет легендарная босоногая органистка из Франции Рода Скотт (между прочим, старшая дочь странствующего проповедника). Удивительный мастер. Закончила Manhattan School в Нью-Йорке, затем училась у Нади Буланже. Память исключительная — знает более тысячи произведения, работая как в классической, так и в блюзовой стилистике.
Ну и под занавес услышим Музыку Папских базилик: Андрей Тарасов объясняет, что Латеранскую базилику в Риме называют Матерью всех церквей, раньше там был престол Папы. Оттуда приезжает первый органист Джандоменико Пьермарини, чтобы представить музыку итальянских композиторов, играемую обычно для Пап.
Наконец, 8-го за пульт Московского симфонического оркестра встанет Артуро Саккетти на уже третьей российской премьере — оратории Лоренцо Перози «Рождество спасителя». С трудом нашли партитуру, пригласив именно Саккетти — специалиста по творчеству Перози, исполнившего и записавшего его произведения. Сам Перози мечтал побывать в России, даже учил русский язык, но увы — в те времена это было проблематично. Поэтому Артуро Саккетти, узнав, что его зовут дирижировать закрытием фестиваля, воскликнул: «Я считаю своим долгом перед маэстро Перози исполнить его ораторию!».